Проблема правового образования населения и предоставления бесплатной правовой помощи гражданам в последнее время оказалась по важности решения далеко позади в ряду других направлений государственной правовой политики. Об этом заявил Министр юстиции Украины Александр Лавринович в ходе заседания Всеукраинского межведомственного координационно-методического совета по правовому образованию населения (ВМКМС), председателем которого является министр. Это мероприятие состоялось 5 октября в здании Минюста.
«Обеспечение конституционного права граждан на бесплатную правовую помощь и правовое образование населения оказались отодвинутыми на периферию государственной правовой политики, невзирая на то, что эти направления имеют важную социальную составляющую», — отметил он. Например, так и не довели чиновники до какого-то ощутимого результата пилотный проект по предоставлению бесплатной правовой помощи, который с сентября 2007 года функционирует в г. Белая Церковь Киевской области. Хотя на данный момент показатели деятельности участников проекта достаточно высоки. За время существования Центра правовую помощь в нем получили 7867 жителей Белой Церкви и Белоцерковского района. Основную категорию лиц, которые обращались в Центр, составляли пенсионеры, безработные, граждане, которые пользуются социальными льготами, работающие лица, уровень доходов которых не позволяет обращаться за помощью к частным юристам и адвокатам.
По итогам обсуждения этого вопроса ВМКМС принят ряд рекомендаций профильным Министерствам и ведомствам, в частности, Минюсту и МВД. Чиновники, среди прочего, хотят привлечь к программам предоставления правовой помощи квалифицированных практикующих юристов. Минюст также займется разработкой и сопровождению проекта Закона «О бесплатной правовой помощи» в Верховной Раде Украины.
Также в ходе заседания участники отдельно остановились на проблеме несовершеннолетней преступности. Наиболее криминогенным возрастом на сегодняшний день является 16-17 лет — в этом возрасте подростками совершается до 62% преступлений от общего количества. При этом нет ограничений или исключений в зависимости от социального статуса несовершеннолетних преступников — ими становятся как беспризорные (без родительской опеки и постоянного местожительства), выходцы из неблагополучных семей, так и дети «приличных» родителей. Одним из негативных аспектов роста детской безнадзорности и беспризорности, как отмечалось в ходе заседания Совета, стало ухудшение материального благополучия взрослой части населения; увеличение количества безработных, обострение социальных споров между детьми и родителями. Поэтому планируется привлечение подростков, склонных к правонарушениям, к непосредственному участию в проведении общественных мероприятий. Предусматривается выпуск телефонного справочника для учеников учебных заведений об управлениях, службах, которые занимаются вопросами несовершеннолетних.
Анна Воеводина, «Судебно-юридическая газета»