Решение Конституционного Суда Украины об отмене политической реформы 2004 г., обнародованное 1 октября 2010 г., означает, прежде всего, то, что на Украине восстановлена сильная президентская власть. И нынешний Глава государства Виктор Янукович будет иметь те же полномочия, которые имели его предшественники Леонид Кучма и также Виктор Ющенко в первый год своего пребывания на посту Президента Украины.
Как известно, суть проблемы состояла в том, что в декабре 2004 года, когда страна переживала «оранжевую революцию», были приняты изменения в Конституцию, которые очень сильно ограничили власть Президента, который, в частности, потерял право формировать правительство. Эта функция полностью перешла к Верховной Раде, и, соответственно, Президент стал фигурой более представительной, нежели обладающей реальной властью. Однако тогда забыли один очень важный конституционный момент. Дело в том, что в тот день в парламенте произошло одновременное голосование сразу по трем законопроектам, да еще таким, для рассмотрения которых Конституцией установлены различные процедуры. По меткому выражению председателя Комитета ВР по вопросам правосудия Сергея Кивалова, депутаты «скрестили ужа с ежом». Более того, по одному из законопроектов не было получено официальное заключение КСУ о том, что эти поправки не нарушают общего строя Конституции и ей в принципе соответствуют.
А ведь это условие очень высокого уровня, оно прописано в Конституции, но тогда этого не было сделано по очень простой причине. Все торопились успеть до третьего тура выборов, для того чтобы голосование состоялось и новый Президент уже был поставлен перед фактом. Сейчас об этой процедуре вспомнили, и благодаря этому, в общем-то, Конституционный Суд принял абсолютно законное решение.
Итак, своим решением КСУ вернул к жизни Конституцию Украины от 1996 года. За принятие этого решения проголосовали практически все люди в мантиях, лишь у одного судьи из восемнадцати нашлось отдельное мнение, но оно никак не повлияло на принятие решения в целом.
Органы власти на Решение КСУ отреагировали оперативно. Уже вечером 1 октября было дано распоряжение опубликовать старый новый текст Конституции в «Официальном вестнике Украины». Однако теперь совершенно непонятно, как по нему жить, ведь существующая законодательная база не соответствует Конституции 1996 г.? Особенно это не понятно Верховной Раде и Кабмину, полномочия которых были значительно расширены законом ? 2222, а после принятия упомянутого решения вновь сужены.
В любом случае упомянутый закон признан неконституционным, а следовательно – теряет силу. Теперь расстановка сил в высших органах власти совершенно изменится, и Украина из парламентско-президентской республики превратится в президентско-парламентскую.
Ослабевший парламент
Эксперты «Судебно-юридической газеты» отмечают, что правовых коллизий возникает масса, и первая из них – это срок полномочий Верховной Рады. Согласно Конституции от 1996 года, народные депутаты избираются всего на 4 года, а нынешний парламент избирался в 2007 г. и по новой Конституции, в которой предусмотрены 5 лет легитимной работы Верховной Рады. Безусловно, если вспомнить об отсутствии обратной силы закона в Украине, то приходим к выводу, что для парламентариев должен остаться срок, по которому они избирались, т.е. 5 лет. Однако не стоит забывать, что изменения в Основной закон признали неконституционными, что лишает их любой юридической силы.
Но если вопрос сроков остается пока спорным, то вот лишение Верховной Рады целого ряда полномочий является реальностью. И реальность эта наступает для них также с момента принятия этого одиозного решения КСУ. Теперь парламент теряет главным образом право прямого влияния на исполнительную власть, а также некоторые должностные полномочия. Так, ВРУ лишилась права вносить для назначения кандидатуру премьер-министра, права снятия с должности членов Кабмина, права утверждать назначение и увольнение глав СБУ, ФГИ и АМК; полномочий по увольнению Генпрокурора.
Однако не все так плохо для парламента. Например, теперь у Президента не осталось других поводов для роспуска Верховной Рады, кроме невозможности начать пленарные заседания в течение 30 дней одной очередной сессии. Вместе с тем, Верховная Рада ослабела еще и за счет снятия с нее требования об обязательном формировании коалиции. В старой редакции Конституции термина «коалиция» вообще не употребляется. Теперь у депутатов исчез главный законодательный стимул объединиться в парламентское большинство, а тем самым у них исчезает и возможность каким-то существенным образом диктовать политическую моду стране.
Полномочия Президента
Полномочия Президента значительно возросли и укрепились. Уже сегодня он может руководствоваться текстом Конституции-1996 как прямым и наивысшим источником права.
Основные «новости» в полномочиях Президента сегодня, конечно, новыми не являются. Всеми ими обладал Леонид Кучма во время своего десятилетнего правления, что, в принципе, и отличало его власть репутацией «железной руки». Новые старые полномочия Президента относятся преимущественно к праву управлять исполнительной властью и большему подчинению силовых структур. Теперь гарант Конституции, среди прочего, вновь имеет право самостоятельно выбирать премьер-министра и вносить его кандидатуру на рассмотрение Верховной Рады; назначать и увольнять членов КМУ по представлению премьера; без согласования с кем-либо принимать решения об отставке премьер-министра, что влечет за собой отставку всего состава правительства. А если Кабмин самостоятельно решит уйти в отставку, то ее принимает сам Президент без каких-либо посторонних согласований. К тому же Президент вновь может издавать не только Указы, но и распоряжения для правительства. Он может единолично отменять любые акты Кабмина, не согласовывая это ни с кем и не объясняя причины. Глава государства также теперь будет назначать всех руководителей центральных органов исполнительной власти, глав местных госадминисраций по представлению премьер-министра.
Что будет дальше?
Пожалуй, все возникающие с этого момента вопросы стоило бы адресовать Конституционному Суду, который и выступил главным виновником сложившейся ситуации. Он же, предвидя шквал эмоций и недоразумений, напомнил всем в собственном решении, что, по сути, конституционные изменения (т.е. закон ? 2222) теряют силу с момента принятия решения КСУ. Посему Конституционный Суд сразу в своем решении и обязал органы государственной власти безотлагательно выполнить его и привести нормативно-правовую базу в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 г. А как известно, решения КСУ являются обязательными к выполнению на всей территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованы. Так, на сегодняшний день необходимо внести изменения в следующие нормативные акты: регламент Верховной Рады, законы «О Кабинете министров», «О Конституционном Суде Украины», «О Службе безопасности Украины», «О статусе народного депутата Украины» и другие.
Алена Михайленко, «Судебно-юридическая газета»
Точка зрения
«В функционировании правовой системы Украины нет никаких проблем»
Министр юстиции Украины Александр Лавринович, комментируя обнародованное 1 октября решение Конституционного Суда Украины, подчеркнул, что оно никоим образом не меняет статус и легитимность должностных лиц государства и органов власти. Об этом он сказал во время пресс-конференции в Киеве.
Министр юстиции Украины Александр Лавринович:
– С 30 сентября 2010 г. возобновлено действие Конституции Украины от 28 июня 1996 года. Соответствующее решение Конституционного Суда Украины абсолютно юридически корректно, никто и не сомневался в том, что Суд вынесет такое решение, т.к. изменения в Основной закон страны в 2004 году были внесены с нарушением конституционной процедуры. Хочу подчеркнуть, что в функционировании правовой системы Украины нет никаких проблем. Все необходимые законодательные акты мы в кратчайшие сроки приведем в соответствие.
Решение Суда ни в коей мере не изменяет статус действующих органов государственной власти и должностных лиц (избранных, назначенных), все они будут исполнять свои обязанности без изменений. Отмечу, что решение КСУ затрагивает только треугольник взаимоотношений: «Президент – Парламент – Правительство». Причем срок полномочий действующих органов не изменяется, изменится лишь круг их полномочий. Для этого, разумеется, нужно будет внести соответствующие изменения в несколько десятков нормативных правовых актов в отношении кадровых назначений, круга полномочий. Понятно, что теперь органы местного самоуправления будут избираться и действовать в течение 4-х лет, Кабинет Министров станет подотчетным Президенту. Повторю, никаких неясностей и никаких пробелов нет.
Нельзя говорить об отмене политической реформы 2004 года – это журналистские штампы. Ведь материальные нормы Конституции никто не рассматривал на предмет их конституционности, такого права у КСУ нет. Предметом рассмотрения была процедура внесения изменений в Конституцию Украины в 2004 г. Как известно, признание такой процедуры неконституционной влечет признание соответственного нормативного правового акта неконституционным, и он теряет силу со дня принятия КСУ решения о неконституционности. Таким образом, отменено действие знаменитого закона ? 2222, а не политической реформы.
Комментарии
Валерий Бондик, народный депутат (ПР):
– Решение суда, безусловно, является политико-правовым. Поэтому нам, парламенту, как законодательной власти, нужно имплементировать решение Конституционного Суда. Решение КСУ подлежит безусловному исполнению, не оговаривая. Нравится оно кому-то из политиков или не нравится, но мы его обязаны выполнять, так что слово теперь за парламентом. Вполне возможно, что будет создана Конституционная или Национальная Ассамблея по этому поводу. Возможно, Президент будет советоваться с народом через референдум. Но дальнейшая судьба страны уже будет исходить из этого решения Конституционного Суда.
Ранее Венецианская комиссия признала Конституцию 1996 года одной из лучших в мире. Но на каком-то этапе развития общества некоторые политические силы пошли на конституционную реформу, но теперь историческая справедливость восторжествовала. Суд постановил решение именем Украины, и мы его обязаны выполнять.
Сергей Власенко, народный депутат (БЮТ):
– Если мы говорим о политических аспектах ситуации, то Президент, парламент, правительство и часть судей КСУ должны подать в отставку. Потому что их избирали под другие полномочия, я считаю, что это является политическими основаниями для переизбрания этих лиц.
Я не вижу юриспруденции в решении КСУ. Более того, это решение противоречит позициям того же суда, выраженным в отказе открытия конституционного производства по обращению депутатов в прошлый раз. То есть, тогда отказывая в принятии такого представления от других депутатов, КСУ сказал о том, что закон ?2222 стал нормой Конституции, и по нему страна уже живет. А 1 октября мы вдруг получили «машину времени» и вернулись в 1996 год. Меня удивляет, как сегодня ломаются основы государственности как таковой. И я уже не говорю о том, что в сложившейся ситуации нарушен основной принцип судопроизводства: жаловались те, кто голосовал «за» политреформу в парламенте. Проще говоря, они сказали: мы в 2004 г. сами нарушили процедуру и поэтому теперь отмените политреформу. Судья КСУ Мария Маркуш, которая была депутатом в 2004 г. и двумя руками голосовала за закон ? 2222, сегодня даже не взяла самоотвод при рассмотрении этого дела! Ну как так можно?
Сергей Кивалов, глава Комитета ВР по вопросам правосудия:
– Народ является единственным носителем власти и сегодня парламент легитимен как минимум до 2012 года. Положение Конституции от 1996 г. о том, что срок полномочий Верховной Рады составляет 4 года, начинает действовать с 30 сентября 2010 года. Но на тот момент действовала другая редакция Конституции и прямым волеизъявлением народа стала действовать ВР 6 созыва, в соответствии с этим она продолжит работу до 2012 года.
Мало кто обращает внимание на то, что КСУ не признал неконституционными ни одной нормы действующих законов, а это самые главные акты: регламент ВРУ, законы «О статусе народных депутатов Украины» и «О Кабинете Министров Украины» в части организации работы этих органов. Пока эти законы в силе, они обязательны для исполнения. Действие отличных по своему содержанию норм Конституции «запускается» фактом нового формирования, т.е. избрания, назначения, увольнения. А вот в части функций этих органов все обстоит сложнее. Некоторые нормы законов входят в противоречие с действующей Конституцией, которая с 30.09.2010 вступила в силу. Поэтому у Верховной Рады сегодня возникла обязанность немедленно подготовить и внести изменения в действующее законодательство.