Как говорят психологи, у человека есть три главные потребности «быть»: быть любимым, быть нужным и быть защищенным. Если первые две — дело личного успеха, то относительно реализации третьей потребности существует широкий круг предложений на рынке охранных услуг. Вместе с тем деятельность по обеспечению охраны жизни, здоровья и безопасности человека или хозяйственного субъекта в Украине не регулируется специальным законодательным актом. К примеру, вопросы касательно получения лицензии на данный вид деятельности регламентируются законом «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», а также отраслевыми постановлениями МВД.
Однако именно вопрос отраслевого регулирования вызывает большинство нареканий представителей частного охранного бизнеса. Проблема обостряется и законодательным регулированием в отношении права на оружие, которое сегодня имеет только Государственная служба охраны (ГСО). С одной стороны, это подчеркивает монополию ГСО и одновременно отбрасывает всех частников далеко назад в способности обеспечить качественную охрану важных объектов. С другой стороны, разрешить носить оружие всем без исключения охранникам было бы наивной глупостью, но так никто и не собирается делать. Например, законопроектом ? 4824 (первое чтение прошел 5 марта 2010 г.) предполагается введение дополнительных условий для ведения охранного бизнеса – это и существующее уже лицензирование, и сертификация, и дополнительные согласования. Поэтому вопрос о праве на оружие для частных охранных структур вполне может быть разрешен.
Далее. Сегодня по закону о лицензировании соответствующий разрешительный документ на охранную деятельность должен выдаваться МВД. Но, как говорят участники рынка, на практике, вот уже много лет лицензии выдает ГСО, что создает привилегированное положение этой структуры. А как мы знаем, любые искусственные привилегии, любое ограничение конкуренции неизбежно приводит к ухудшению качества услуг. Ведь монополистам никогда не было стимула стремиться к чему-то большему и лучше обеспечивать свою работу, соревноваться за клиента, они лишь ждут, когда тот сам к ним придет. Клиент приходит, но именно он больше всего страдает от качества конечного продукта, а в случае предоставления услуг по охране жизни и имущества – плохое качество может обойтись очень дорого.
Сами же участники рынка, хозяйствующие субъекты, предлагают следующие способы решения проблемы. Прежде всего, они объединились и направили первым лицам государства Резолюцию о том, каких действий они ждут от власти в первую очередь. Так, представители бизнеса не ставят руководителям страны нереальных условий. По большому счету, они лишь просят, чтобы их уравняли в правах с ГСО.
Первым пунктом Резолюции предприниматели просят считать разработку и реализацию Национального проекта в сфере охранной деятельности, а формирование организационно-правового обеспечения деятельности субъектов негосударственной системы безопасности — необходимым условием построения новой архитектуры национальной безопасности Украины. Они также просят включить в публичный диалог и дальнейшую разработку законопроектов, которые имеют цель регулировать сферу охранной деятельности, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
К тому же представители охранного бизнеса настаивают, чтобы при дальнейшей разработке законопроекта об охранной деятельности, который должен соответствовать демократическим преобразованиям в нашем государстве и международным стандартам, представители общественных организаций были включены в процесс разработки закона.
Безусловно, самым наболевшим вопросом в деятельности по обеспечению безопасности служит ГСО. Поэтому отраслевые общественные организации настоятельно просят, чтобы признать недопустимым любое лоббирование принятия закона «Об охранной деятельности» в интересах только МВД без учета предложений, высказанных представителями общественности и профессионалами в сфере частного бизнеса.
Как видим, предложений по реформированию отрасли достаточно много. Хочется надеяться лишь на то, что выбор наших законодателей не будет зависеть от личных симпатий и финансовых поощрений, а станет первым шагом к функционированию прозрачной системы деятельности частных охранных фирм и честной их конкуренции с государственной службой.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»