Госпотребстандарт Украины инициирует внесение изменений в законодательство, регулирующее защиту прав потребителей в случае покупки некачественных лекарственных препаратов, медицинской техники, получения услуг лечения и реабилитации посредством неправдивой рекламы. Об этом сообщает официальный сайт Госпотребстандарта. Причиной названной инициативы послужили многочисленные обращения граждан о нарушении субъектами хозяйствования прав потребителей относительно качества, безопасности и торгового обслуживания во время реализации пищевых продуктов для диетического питания, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок на расстоянии (через телекоммуникационные сети, почту, телевидение, информационные сети). Речь идет о том, что зачастую реализаторы такой продукции приписывают товарам необычные лечебные свойства, утверждая, что препараты могут снижать или повышать давление, уничтожать вирусы, а также лечить онкологические и иные заболевания. Аналогичная ситуация, по информации Госпотребстандарта, наблюдается с различными приборами, не зарегистрированными в Украине как медтехника. Причем и им реализаторы приписывают необычные лечебные свойства.
Кроме того, распространенным нарушением в сфере торговли лекарственными средствами и медпрепаратами является невыполнение субъектом хозяйствования требований ст. 13 ЗУ «О защите прав потребителей», согласно которой продавец обязан оформить надлежащим образом правоотношения с потребителем, в частности выдать документ, подтверждающий заключение договора, и не предоставляет потребителю необходимой, достоверной, своевременной и доступной информации о товаре, предусмотренной законодательством о защите прав потребителей.
Госпотребстандарт обращает внимание граждан на то, что документ, подтверждающий заключение договора купли-продажи, должен содержать дату заключения договора, наименование и местонахождение продавца (исполнителя), наименование продукции, ее цену и иные существенные условия договора. При этом отсутствие названного документа и полной информации приводит к тому, что территориальные управления по делам защиты прав потребителей не в состоянии выполнять возложенные на них функции защиты и применять соответствующие меры к таким субъектам хозяйствования.
По словам Владислава Хижняка, первого зампредседателя Госпотребстандарта Украины, «наибольшей проблемой, с которой встречается Госпотребстандарт Украины и его территориальные управления по делам защиты прав потребителей во время рассмотрения обращений потребителей, является отсутствие информации о наименовании и местонахождении продавца (исполнителя), поскольку провести проверку в этом случае невозможно, а поэтому обращения граждан не решаются по сути». Для улучшения сложившейся ситуации и решения подобных вопросов, Госпотребстандарт считает необходимым внести изменения в ЗУ «О защите прав потребителей», связанных с заключением договоров на расстоянии.
Юлия Габдуллина, «Судебно-юридическая газета»