Вот уже два года как вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», который привнес много нового в отношения «водитель-гаишник». Повышение штрафов и существенное расширение прав гаишников привели к логичным последствиям: водители поумнели и стали ярыми защитниками собственных прав. Они стали чаще обжаловать действия инспекторов как в административном, так и судебном порядке.
О правилах поведения с гаишниками решила задуматься и «Судебно-юридическая газета», разложив по полочкам, как нужно вести себя водителю остановленного транспортного средства (ТС): что нужно и что не обязательно говорить, предъявлять инспектору и какого поведения требовать от него. Поскольку тема эта безгранична, и объять ее в одном материале нет возможности и необходимости, сегодня мы начнем наш рассказ со встречи с гаишником на дороге и закончим на порядке оформления инспектором протокола. Процедуре рассмотрения административного дела и обжалования действий инспектора посвятим наш следующий материал.
Место встречи изменить нельзя
Итак, инспектор ГАИ потребовал остановки ТС. Для этого он должен своим регулировочным знаком указать направление, по которому вы должны проехать – к обочине правого края дороги. Остановить транспортное средство, не забыв включить правый поворот, по требованию гаишника, – ваша прямая обязанность, за нарушение которой можно лишиться прав на срок от трех месяцев до полугода (ст. 122-2 КоАП).
Действующее законодательство в лице ЗУ «О дорожном движении» и Правил дорожного движения не содержит норм, обязывающих покидать свой автомобиль. Разговаривать с работником ГАИ можно (и нужно) через слегка приоткрытое стекло. Начинать беседу должен инспектор, указав свое ФИО и звание. Это его обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 5 ЗУ «О милиции», и право водителя, предусмотренное ст. 16 ЗУ «О дорожном движении». Вместе с этими данными необходимо записать и номер жетона работника ГАИ (который находится у него на груди) и потребовать предъявить служебное удостоверение.
Кроме того, пунктом 1.2 приказа МВД от 06.02.2001 г. ? 83 инспекторам ГАИ запрещено нести дорожно-патрульную службу без маршрутных карт, схем безопасных мест надзора за дорожным движением, графиков перемещения между конкретными местами несения службы и страховочных ремней к табельному оружию. То есть, можно потребовать маршрутную карту, дабы выяснить, имеет ли право этот инспектор в этом месте в данное время вообще стоять. Может, он вышел подежурить «по собственной инициативе».
Согласно ст. 16 ЗУ «О дорожном движении», водитель имеет право знать причину остановки ТС должностным лицом государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением. С этого вопроса и нужно начинать разговор. Согласно п. 1.1 приказа МВД от 06.02.2001 г. ? 83, гаишникам запрещено останавливать автомобили, водители которых не совершили нарушений Правил дорожного движения, кроме транспортных средств, относительно которых имеются сведения об их незаконном завладении или противоправном использовании, в том числе с целью исчезновения с места ДТП. То есть, если нет нарушения, гаишник, в принципе, может проверить ваши документы по причине того, что автомобиль, похожий на ваш, якобы очень похож на угнанный. Этим практически всегда они и обосновывают остановку ТС. В случае, если проводится оперативно-розыскные мероприятия, остановить ваше транспортное средство – его обязанность.
Без бумажки ты — букашка
Далее, по требованию инспектора необходимо предъявить перечень документов, предусмотренных п. 2.1 Правил дорожного движения, а именно: 1) права и талон нарушений ПДД, прилагаемый к ним; 2) техпаспорт на машину (для транспортных средств Вооруженных Сил — технический талон), а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, документы, подтверждающие право управления авто, — генеральная доверенность либо договор аренды; 3) в случае установления на ТС проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное ГАИ, в случае размещения рекламы – согласование от ГАИ; 4) в установленных законодательством случаях дорожное письмо и документацию на груз, который перевозится; на маршрутных транспортных средствах — схему маршрута и расписание движения; на грузовых и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих дорожный перевоз опасных грузов — документацию в соответствии с требованиями специальных правил; 5) полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Если водитель освобожден от обязанности приобретать полис, нужно иметь при себе подтверждающее льготный статус удостоверение.
Иметь при себе талон прохождения государственного техосмотра обязывает водителя ст. 35 ЗУ «О дорожном движении». Законом прямо запрещается эксплуатация ТС, которые не прошли очередной техосмотр.
Требовать иные документы, в т.ч., лицензии, разрешения, сертификаты, санитарные или экологические паспорта, свидетельства плательщика налога, талоны токсичности, любые согласования или разрешения на вывоз сырья, продукции инспектор не вправе.
Бей врага его оружием (о грубых гаишниках)
Правомерность некоторых действий гаишников вызывает сомнение. Поэтому нужно четко знать, чего инспектор не имеет права делать, хотя и делает. Речь пойдет о грубости, наглости, хамстве, угрозах.
Согласно п. 18.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД, инспектору ГАИ запрещено: 1) вступать в разговоры с участниками дорожного движения по вопросам, которые не имеют отношения к службе; 2) обращаться к участникам дорожного движения на «ты»; 3) использовать угрожающие или оскорбляющие жесты, допускать при общении пренебрежительный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, выражения, реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, угрозы, а также предъявлять безосновательные обвинения.
Согласно п. 18.10 этой же Инструкции, работникам ГАИ запрещено во время несения службы использовать технические средства и приборы, которые не сертифицированы в Украине и не прошли поверку или имеют свидетельство о прохождении проверки, срок которого истек. Это положение ставит вне закона принесшее в былые времена много головной боли устройство «Визир», не имеющее ни одного сертификата соответствия.
О праве отобрать права
Гаишник имеет право на месте забирать у нарушителя права, талон о прохождении техосмотра, и даже арестовывать ТС и отправлять его на штрафплощадку. Однако отбирать их инспектор может только в четко предусмотренных Законом случаях, а именно за те нарушения ПДД, за которые судом предусматривается лишение права управления ТС (ст.ст. 121, 122-2, 124, части 1-4 ст. 130 КоАП; части 1-3 ст. 286 УК).
Лишить талона о прохождении ТО могут, если водитель стал участником ДТП, когда есть значительные повреждения ТС, автомобиль запрещено эксплуатировать по техническим причинам или есть все основания считать, что автомобиль не пригоден к эксплуатации по техническим причинам (неисправна тормозная система, рулевое управление и т. п.). Других оснований нет. В случае изъятия талона о прохождении ТО водитель должен будет пройти ТО еще раз.
Направо пойдешь – коня потеряешь
Теперь поговорим о праве гаишников арестовывать транспортные средства и отправлять их на штрафплощадку.
Это право возможно в исключительных случаях, а именно: 1) эксплуатации технически неисправного ТС; 2) эксплуатации незарегистрированного (неперерегистрированного) ТС; 3) эксплуатации ТС без номерных знаков или со знаками, закрепленными в непредусмотренном для этого месте; 4) эксплуатации ТС, не прошедшего техосмотр, а также в случае, если идентификационные номера агрегатов автомобиля не совпадают с номерами, указанными в документации на автомобиль; 5) эксплуатации ТС без наличия регистрационных документов на автомобиль, разрешающих документов на управление автомобилем, сопровождающих товар документов, лицензионных карточек, полиса автогражданской ответственности (страхового сертификата «Зеленая карта»); 6) эксплуатации ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, замедляющих реакцию человека; 7) в случае нарушения правил дорожных перевозок опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных грузов, незаконной перевозки иностранцев и лиц без гражданства по территории Украины.
Протокол о правонарушении составляется на месте сотрудником ГАИ и там же принимается решение об эвакуации автомобиля на штрафплощадку.
Как оформляется протокол
Итак, случилась неприятность: инспектор решил, что вы все-таки нарушили и начинает оформлять протокол.
Поэтому следует обязательно потребовать себе копию для последующего обжалования. КоАП не обязывает инспектора выдавать копию нарушителю, но право требовать копию протокола у последнего есть. На практике большинство дел в судах против ГАИ выиграются водителями именно на основании нарушения инспектором процедуры. Детально составление протокола регламентируется Инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях от 22 января 2001 г. Протокол заполняется на специальном бланке, разборчивым почерком и только по-украински. Зачеркивания, исправления и внесение дополнительных записей после того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен, запрещено.
В протоколе указывается число, месяц, населенный пункт, должность, полное наименование органа внутренних дел, специальное звание, ФИО инспектора. Если нарушителей более одного, то протокол составляется на каждого в отдельности. В обязательном порядке указывается норма КоАП, которую, по мнению инспектора, нарушил водитель. Далее указываются данные правонарушителя: число, месяц и год рождения, полный адрес места рождения; гражданство; наименование предприятия, учреждения, организации, где работает или учится лицо, и его должность. Если лицо, которое совершило правонарушение, не работает, то об этом делается отметка в пункте 4 протокола. В случаях, когда правонарушение соединено с причинением вреда третьим лицам, не считая государства, в протоколе указываются свидетели либо потерпевшие.
Советуем никогда не соглашаться с вменяемой виной. Доказывать вину – обязанность ГАИ. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 256 КоАП, инспектор обязан зачитать и разъяснить нарушителю содержание ст. 268 КоАП, а также сообщить о времени и месте рассмотрения административного дела.
Протокол лучше не подписывать, точнее – отказаться и проследить за тем, чтобы об этом была сделана отметка. Необходимо понимать, что неправильное оформление протокола может стать спасительной соломинкой и основанием его отмены. Его необходимо всегда пытаться обжаловать. О том, как это делать, читайте в следующем номере «Судебно-юридической газеты».
Анна Воеводина,
«Судебно-юридическая газета»