В Департаменте уголовного розыска МВД Украины заявляют: за последние пять лет из-за грубых нарушений учетно-регистрационной дисциплины в деятельности милиции произошли определенные просчеты в противодействии незаконному завладению автотранспортом. Уменьшение количества возбужденных уголовных дел с 8203 в 2005 г. до 5181 в 2009-м отмечается не только из-за фактического уменьшения автокраж, а и за счет манипуляций статданными и не всегда обоснованного отказа в возбуждении таких дел.
МВД «ломает» ситуацию
Речь о том, что за это время почти 25,2 тысячам заявителей (каждое второе обращение), потерпевшим от угонщиков, отказали в помощи. К сожалению, подобная практика в известной степени продолжается. Из 2657 заявлений о похищении автотранспорта за первое полугодие 2010-го, в 1161 случае в возбуждении уголовного дела было отказано. В этом году Департамент уголовного розыска (ДУР) в Львовской, Киевской областях и в столице выявил 116 фактов укрытия преступлений от учета и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел.
Практиковалось несколько «отказных» технологий. Например, Железнодорожный РОВД Львова отказал в возбуждении дела по факту завладения Audi гражданина С. Дескать, основанием послужило повторное заявление об ошибочном обращении в милицию. Однако, как выяснили специалисты ДУР, их львовские коллеги «закрыли глаза» на то, что жертву преследовало BMW, и похитители предлагали вернуть Audi за выкуп. Вскорости стало известно, что милиция даже осматривала найденное авто и изымала следы. И подобных фактов известно немало.
Февраль 2010-го. Галицкий РОВД Львова через три недели со дня регистрации заявления Д. о похищении BMW Х6 отказывается возбуждать уголовное дело. На основании встречного заявления ДУР МВД выяснил, что сим авто с применением силы и под угрозой пистолета овладели двое неизвестных. Причиной написания встречной заявы стало требование сотрудниками райотдела уплаты денег за розыск иномарки. Итог проверки — на Львовщине к ответственности привлекли 10 руководителей РОВД.
Другая причина такой ситуации – неудовлетворительная организация первоочередных оперативно-розыскных и следственных действий. Это нарушения сроков принятия процессуальных решений, когда лиходеев ищут далеко не по «горячим следам». Например, по факту похищения в феврале 2009-го Toyota Land Cruiser, принадлежащей одному из киевских ООО, милиция возбудила дело на десятый день. А свидетелей, установленных на месте события, опросили лишь через полгода. Преступника же объявили в розыск… через год после кражи.
Если говорить о положительных примерах своевременного введения «Перехвата», вспоминается недавний случай в Киеве. Солидный покупатель запасся провиантом в одном из столичных мегамаркетов и катил к стоянке доверху заполненную тележку, где отдыхал его вороной джип Lexus. Вдруг детище японского автопрома сорвалось с места, оставив на асфальте черный след резины. Владелец престижного авто не растерялся, сразу позвонил на 102. Lexus вместе с вором нашли в течение пары часов — помог «Перехват».
МВД нацелено кардинально сломать ситуацию, в первую очередь, оперативным путем. Приоритет — изобличение организованных групп воров. В частности, усилят внимание к объектам дорожно-транспортной инфраструктуры (СТО, АТП, магазины запчастей, автосалоны). Ныне во всех регионах изучают материалы по угонам, проверяя их на предмет принятия необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вместе с авто желательно купить и сигнализацию
Кстати, в Департаменте уголовного розыска говорят, что системы слежения GPS, установленные на авто, содействуют розыску похищенного транспорта. Например, в Киеве было завладение престижной иномаркой с применением насилия. С помощью системы глобального позиционирования удалось найти и машину (за пределами Киева), и «конокрада».
Вообще система Gps-контроля ТС весьма замечательна и доступна (страховые компании ее владельцам по понятным причинам дают скидки), и позволяет все знать о местонахождении авто. Но, чтобы использовать все опции «всевидящего ока», нужен доступ к Интернет (возможно использование и службы SMS-сообщений). Тогда можно будет дистанционно, одним кликом «мыши», заблокировать двигатель и подачу топлива, а потом сразу обращаться в милицию. Кстати, система дает возможность полностью «расшифровать» в хронометраже маршрут движения похищенной машины, скорость передвижения, места остановки. Все эти данные легко передаются по телефону пользователем спутниковой сигнализации экипажу ГАИ, ведущему поиск злоумышленников и автомобиля.
«Конечно, лучше вложить деньги в спутниковую систему контроля, чем снова покупать авто, — отмечает начальник отдела раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами ДУР МВД Андрей Канашук. — Ведь в сервисных центрах научились хорошо маскировать такие «маячки», хотя в последнее время и самые продвинутые воры получили техническую возможность определять место, откуда исходят изобличительные сигналы». Эксперты говорят, что вскоре автоугон может стать исключительно преступлением из сферы высоких технологий.
Если продолжить статистические выкладки, то важно знать, что почти каждое третье похищенное авто является престижной иномаркой, которых в этом году украли свыше 500. Более всего иномарок угнали в Киеве — 212, на Львовщине — 50, Одещине — 30. В Николаевской и Черкасской областях угнали всего по одной иномарке. Самые популярные у похитителей модели ВАЗ, которых с начала года похитили 220 (больше всего в Киеве — 52). Далее Mitsubishi — 58, Lexus — 37, Skoda — 36, Volkswagen — 32, Chevrolet — 29, Mercedes — 27, Honda — 23. Географическая особенность такая: воруют престижные авто больше в пограничных областях, меньше — в центральных.
Геннадий Карпюк,
специально для «Судебно-юридической газеты»