Вот уже больше года в Украине отсутствует игровой бизнес как таковой. На бумаге. В действительности же многие казино с успехом продолжают свою деятельность в виртуальном мире в сети Интернет, который, тем не менее, продолжает приносить очень даже реальные деньги. Таким образом, игорный бизнес искоренить не удалось – он лишь удачно мимикрировал.
В принципе, подобную реакцию на введение ЗУ «О запрете игорного бизнеса в Украине» можно было предвидеть, ведь закон принимался не из экономических, но политических побуждений. Вся эта ситуация дала возможность политическим силам заработать очки в предвыборной гонке 2010 г. Было бы недальновидно не использовать данный случай в условиях традиционного негативного отношения большей части общества к азартным играм, тем более на волне благородного возмущения и сочувствия, которую вызвал пожар в Днепропетровске. Возможно, из-за этого практически все партии были единогласны – выступить «против» означало написать политическую предсмертную записку.
При этом сам Закон действительно оказался направлен на запрет именно игорного бизнеса как легальной деятельности предпринимателей, которые платят налоги и предоставляют рабочие места. В то же самое время открылись все двери для организации нелегальных азартных игр.
Это видно по тому, как было дано определение игорному бизнесу – пункт 1 статьи 1 Закона, а также участникам и организаторам азартных игр (пп. 4 и 5 ст. 1). Так, организатором азартной игры может быть только субъект предпринимательской деятельности. Кроме запрета игорного бизнеса, запрещается участие в азартных играх. В то же самое время Законом исключается из ст. 181 Кодекса Украины об административных правонарушениях норма, предусматривающая наказание за нелегальную организацию азартной игры.
Парадоксально, но в соответствии с законом человек, который поставит игральный автомат на улице, будет отвечать не за организацию азартной игры (штраф – 8000 минимальных заработных плат – ЗУ «О запрете игорного бизнеса в Украине»), а за отсутствие лицензии и торгового патента, которых ему в принципе никто не выдаст (двойная стоимость патента – два раза по 4200 грн – ЗУ «О патентовании»).
В итоге основная цель – забота о национальном духовном здоровье – так и не была достигнута. Смысл же дополнительной цели (искоренить предпринимателей, зарабатывающих «на азарте») оказался извращенным – криминализация данной сферы услуг выросла до невероятных высот.
И вот недавно от нового правительства поступили долгожданный новости – на сайте Госкомпредпринимательства был опубликован проект Закона «Об игорном бизнесе». Примечательно, что с 2008 г. такие проекты подавались несколько раз, но так и не были рассмотрены. Сейчас проходит его активное обсуждение как на уровне министерств и ведомств, так и на уровне операторов рынка.
Среди ключевых положений этого законопроекта являются:
1) выделения шести игорных зон – в Киеве, Харькове, Донецке, Одессе, Львове и областях, а также в Крыму;
2) ограничение мест размещения игорных комплексов – только в торговых и развлекательных центрах площадью не менее 15 тыс. м. кв.;
3) ограничение финансовых условий выдачи лицензии операторам – уставной фонд должен быть не менее 10 млн грн., при этом стоимость собственных активов на протяжения действия лицензии не должна быть меньше 10 млн грн;
4) ограничение выдачи лицензии в зависимости от объема основных фондов – организатор игорного комплекса должен иметь не менее 20 введенных в эксплуатацию столов, один из которых должен быть с рулеткой, и не менее 50 игровых автоматов;
5) стоимость лицензии устанавливается в размере 10 млн грн., при этом нужно брать дополнительные лицензии для каждого нового игрового зала стоимостью в 500 тыс. грн., при этом планируется сохранить норму, которая предусматривает приобретение патента на каждую игорную единицу;
6) лицензия будет выдаваться на 5 лет по одному из трех видов игорного бизнеса: обычное казино, букмекерская деятельность и электронное казино.
Эксперты уже предрекают, что столь жесткие финансовые ограничения станут причиной ухода с рынка не менее 80% всех операторов, а административные ограничения подымут коррупцию в этой сфере до уровня строительной отрасли. Так что, судя по всему, Интернет-казино в нашей стране будут еще долго – столь удачного обхода закона наши предприниматели не находили уже много лет.
Алексей Борзак,
специально для «Судебно-юридической газеты»
Актуально
Интернет как альтернатива «одноруким бандитам»
Игорный рынок за прошедший год так и не вышел «из комы». Хотя, учитывая размер получаемой когда-то прибыли, ресурсов должно хватить на десяток лет «спячки». По оценкам Госкомпредпринимательства маленькое игровое заведение с несколькими игровыми автоматами могло приносить около миллиона долларов прибыли в год. Всего же лицензированных операторов игрового бизнеса насчитывалось около 200. Из них только крупные игроки рынка пока еще ожидают «благоприятных условий» и нового законодательства, более мелкие пошли по пути перепрофилирования своей основной деятельности.
Самой распространенной альтернативой стали так называемые «Интернет-клубы». В Украине они практически заменили все заведения с игральными автоматами, которых, по данным Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса, на начало августа 2009 года только в Киеве насчитывалось около 1,5–2 тыс.
Принцип их функционирования достаточно простой, и, что самое главное, очень прибыльный и не нарушает ни одной нормы Закона. По заявлениям самих же операторов, вложения в покупку нового оборудования и перепланировку окупаются в течении нескольких недель. И все, что необходимо для работы, – это помещение, доступ в Интернет, игровые терминалы (обычные компьютеры) и администратор, который будет пополнять электронные счета клиентов. Само виртуальное казино физически может находиться на серверах любой страны мира. Естественно, что поступления в бюджет от такого вида деятельности совершенно другие, чем от классического игорного бизнеса, а вот прибыль владельцев «клубов» осталась если и не такой же, то все-таки достаточно большой.
Как все начиналось
Закон о запрете игорного бизнеса: депутаты vs Президент
Поводом для принятия неправильных решений всегда становятся трагические нелепости. Так, революция 1905 г. началась, по сути, из-за тухлой капусты на крейсере «Потемкин». Поводом же для гонений игорного бизнеса послужила неисправная розетка, которая 7 мая 2009 года стала причиной смерти 10 человек – сотрудников и клиентов одного игорного заведения в Днепропетровске. Этот день был объявлен днем траура, а владельца сгоревшего заведения задержали по обвинению несоблюдения правил пожарной безопасности, что привело к человеческим жертвам (ч. 2 ст. 270 УК). Этим могло все закончиться, но дальнейшие события стали развиваться очень непредсказуемо и очень быстро.
Уже 15 мая был на удивление оперативно составлен и даже принят Верховной Радой злополучный Закон, и еще около месяца (11 июня 2009 года) ушло на преодоление наложенного на него вето Президента, после чего игорный бизнес в Украине как таковой стал нелегальным. Представители игорного бизнеса попросту не могли поверить в происходящее, что привело к массовым случаям несоблюдения Закона и даже случаев силового вмешательства.
Вначале была очень велика надежда на то, что вето Президента сможет разбудить здравый смысл у депутатов. Ведь сам Закон разрабатывался и принимался в страшной спешке, без соответствующего экономического обоснования и рассмотрения. Не то, чтобы В. Ющенко был за распространение игромании и других негативных социальных последствий, но подход к решению этой проблемы у него был более прагматичен. Кроме нарушения ряда положений Конституции Украины, он еще приводил некоторые доводы экономического характера, среди которых были: 1) появление около 200 тыс. безработных операторов игорных залов; 2) недополучение налоговых поступлений в бюджет, что могло привести к падению совокупного ВВП на 21%; 3) закономерный уход в тень игорной деятельности и ее криминализация. Но, как известно, вето преодолели, а нового закона, который должен был появиться в сентябре-октябре 2009 г., нет до сих пор.