Сегодня у политической элиты на устах, среди прочего, внеочередная сессия парламента и предстоящее его заседание, главной темой которого должно стать рассмотрение изменений к Закону «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей». Эти изменения, по мнению инициаторов заседания, призваны усовершенствовать избирательный процесс, сделать его демократичней и прозрачней.
Дело в том, что законопроектом ? 7043-1 Александра Ефремова (фракция ПР) предлагается снять ограничение относительно возможности участия в местных выборах политических партий, образованных позже, чем за год до дня выборов, и предоставить возможность всем местным организациям политических партий выдвигать своих кандидатов как на должности в органы местного самоуправления, так и в процессе формирования избиркомов. Однако оппозиция считает, что такая инициатива предлагается лишь для создания технических кандидатур, призванных размыть рейтинг крупных политических игроков. В таком случае вполне возможно, что эти изменения необходимо обжаловать в Конституционном Суде Украины как такие, что противоречат демократическим основам государства. Если же за изменениями, предлагаемыми ПР, стоит желание привести всех субъектов избирательного процесса к одному знаменателю, то тогда такую инициативу следует приветствовать.
«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, что изменится в результате принятия данных изменений, каково отношение политических сил к ним, и по какому правовому сценарию должны пройти местные выборы.
Парадоксально, но и правящая коалиция, и оппозиция считают, что положения закона о местных выборах не отвечают демократическим принципам и международным стандартам. Прежде всего, это касается закрепленного в законе дискриминационного критерия, по которому только те местные организации партии, которые зарегистрированы не позднее 365-ти дней до дня выборов, имеют право выдвигать кандидатов на местных выборах. По мнению Александра Ефремова, эта норма направлена на недопущение новых партий к участию в местных выборах. В связи с этим предлагается снять ограничение об участии в местных выборах организаций партий, которые созданы менее чем за год до выборов.
Казалось бы, демократия в действии! Но так считают далеко не все. Например, спикер ВР Владимир Литвин считает, что отмена запрета принимать участие в выборах тем партиям, ячейки которых зарегистрированы менее чем за год до выборов, вызовет ряд нареканий со стороны некоторых оппозиционных сил, которые будут не в восторге от этой идеи ввиду мотивации, что есть попытка таким способом размыть их потенциал. Возможно, председатель Верховной Рады и прав – именно правящая партия в лице Александра Ефремова была инициатором нынешней редакции Закона от 10 июля 2010 года, за который в июле проголосовал парламент. Но теперь, судя по всему, коалиция решила провести «блицкриг» - и выбить почву из-под ног оппозиции, которая обвиняла правящий блок в монополизации власти. Таким образом, обжаловать данные изменения в КСУ просто не будет смысла, поскольку принципы демократии в данных изменениях заложены значительно большие, чем в первоначальном варианте закона о местных выборах.
«Малышей» не обижать!
Еще одной новацией законопроекта является измененный принцип формирования теризбиркомов. Сейчас формировать составы территориальных избирательных комиссий, согласно ст. 22 Закона о местных выборах, могут лишь те партии, которые представлены в парламенте. Эксперты же давно советовали разрешить участвовать в формировании территориальных избирательных комиссий всем политическим партиям, а не только тем, которые представлены в Верховной Раде Украины.
В свою очередь, Александр Ефремов в своем проекте предлагает четкий механизм того, как это будет происходить — увеличив состав территориальных избирательных комиссий до 18 человек и дав право подавать кандидатуры для их формирования всем участникам избирательного процесса, включая и мелкие, не представленные в парламенте партии. 15 представителей будут подавать местные организации политических партий, представленных в Верховной Раде Украины текущего созыва (то есть по три члена от каждой партии). Еще три представителя будут выбраны из числа кандидатур, поданных остальными партиями путем жеребьевки.
А как проголосует Центризбирком?
Статья 24 Закона о местных выборах, кроме полномочий, предоставленных ЦИК Законом «Об избирательной комиссии», предоставляет ей право по собственной инициативе в случае принятия территориальной избирательной комиссией незаконного решения либо ее бездеятельности отменять решение такой комиссии и принять решение по сути вопроса. Кроме того, в случае невыполнения соответствующей территориальной избирательной комиссией требований этого Закона относительно порядка и сроков установления результатов голосования, ЦИК самостоятельно устанавливает результаты таких местных выборов.
Такое полномочие является вполне логичным, поскольку нормальной является отмена решения нижестоящего органа выщестоящим в административном порядке, исходя из принципа субординации, подконтрольности и подотчетности. Но, к сожалению, своеобразие избирательного процесса, его большее отношение к политике, чем к праву, если так можно выразиться, к сожалению, порождает почву для нарушений закона именно ЦИК.
Ярким примером могут послужить постановления ЦИК, принятые ею в ходе выборов Президента Украины зимой нынешнего года, которые, по мнению многих членов и председателей участковых и окружных территориальных избирательных комиссий, были незаконными и которые в итоге были отменены судебной властью. Вспомним, например, решение ЦИК о том, что для голосования избирателей на дому достаточно двух членов участковой избирательной комиссии. Многие так и сделали. Иные, умеющие «читать матчасть», а именно Закон о выборах Президента, не подчинились данному требованию и отправили троих членов избирательной комиссии, как того Закон и требует.
Вскоре, а именно в день выборов, Киевский административный апелляционный суд отменил постановление ЦИК. В итоге результаты голосования на дому, куда до этого момента отправились по два члена комиссии, могли быть обжалованы в суде. Мораль такова: и ЦИК свойственно ошибаться. Поэтому, по мнению «Судебно-юридической газеты», Центральную избирательную комиссию необходимо лишить права по собственной инициативе отменять решения территориальных избирательных комиссий и права самостоятельно устанавливать результаты местных выборов.
Партийные списки должны быть открытыми
Впрочем, в парламенте существует и альтернативный законопроект от Арсения Яценюка, который предлагает свое видение изменений в закон о местных выборах.
Прежде всего, остановимся на инициативе уничтожить смешанную систему в процессе формирования органов местного самоуправления. Лидер «Фронта перемен» считает, что следующие выборы необходимо проводить по открытым спискам кандидатов в депутаты. На данный момент, согласно ч. 2 ст. 17 Закона о местных выборах в сегодняшней редакции, выборы депутатов Верховного Совета АРК, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе. Половина депутатов соответствующего совета избирается по пропорциональной системе (то есть по спискам партий в многомандатном избирательном округе), а половина — по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах.
Выборы депутатов сельских, поселковых советов, городских, сельских и поселковых голов происходят по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах. Именно мажоритарная система относительного большинства приемлема в процессе формирования представительных органов на местах, поскольку в этом случае избиратель получит шанс голосовать за активных и заслуживших доверие представителей своей территориальной общности, а не за неизвестных ему членов какой-либо партии. Уровень ответственности каждого избранного перед избирателями в таком случае намного выше, учитывая возможности института императивного мандата.
На сегодняшний день, согласно ч. 4 ст. 35 Закона о местных выборах, одно и то же лицо может быть кандидатом в депутаты в многомандатном избирательном округе и может одновременно быть выдвинуто кандидатом в депутаты в соответствующий совет в одномандатном мажоритарном избирательном округе или кандидатом на должность сельского, поселкового, городского головы. Дабы обезопасить себя, большинство кандидатов одновременно «записываются» и в список кандидатов в депутаты во многомандатном избирательном округе, и в список кандидатов в депутаты в соответствующий совет в одномандатном мажоритарном избирательном округе или кандидатов на должность сельского, поселкового, городского председателя. Эксперты считают это недопустимым, и предлагает ввести прямой запрет на выдвижение одного и того же человека как во многомандатном избирательном округе, так и одномандатном мажоритарном избирательном округе.
Такие вот изменения требуются в Закон о местных выборах. Они необходимы, поскольку направлены на демократизацию избирательного процесса, обеспечение прозрачности и законности принятия решений избирательными комиссиями, установление равного доступа всех политических сил к формированию избирательных комиссий.
Анна Воеводина,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии:
Народный депутат (фракция ПР) Владислав Лукьянов:
– Если говорить о разрешении баллотироваться на местных выборах партийным организациям, которые зарегистрированы в округах менее одного года, то я считаю, что это достаточно нормальная норма. Хотя она вызывала дискуссии и в момент принятия, были как «pro», так и «contra», но я считаю, что на данный момент это элемент демократизации законодательства. С другой стороны, я считаю, что эта норма не должна иметь постоянного характера. Партии должны уважать мнение избирателей, и вести работу не только перед выборами, то есть партии должны заранее регистрировать свои партийные ячейки, вести работу с гражданами. Поэтому для вступления закона в действие, я думаю, этот барьер нужно снять. А в дальнейшем этот закон должен обязывать партии работать с избирателями не только перед выборами.
Что касается нормы об увеличении территориальных комиссий, чтобы туда могли войти не только парламентские, но и другие политические партии, то я считаю, что на местном уровне они имеют право на жизнь. В тоже время есть проблема, что в разных регионах в комиссии могут входить разные партии, то есть формировать комиссии должны политические силы, которые представлены в конкретном территориальном округе.
Мы предложили на 30 августа ту повестку дня, которую поддерживает наша партия. Но я думаю, что основные изменения будут внесены в закон на этом внеочередном заседании парламента, а остальные вопросы второстепенного характера могут быть внесены в рабочем порядке как разъяснения ЦИК. Потому что всегда новый закон, который тут же подлежит реализации на практике по всей Украине, имеет спорные моменты. Так что, я думаю, эту ситуацию потом поправит Центральная избирательная комиссия, даст разъяснения. И не обязательно вносить изменения в законодательство. А потом уже по итогам кампании, безусловно, нужно будет менять законодательство о выборах и убирать те нормы, которые не отвечают требованиям времени.
Народный депутат (фракция НУ-НС) Николай Катеринчук:
– Конечно, мы будем голосовать за изменения в закон о местных выборах, которые сейчас предлагаются правящей партией в том варианте, что выложен для ознакомления на официальном сайте Верховной Рады. За все, что улучшит демократический формат проведения местных выборов, мы, конечно же, будем голосовать. Все наши поправки на эту тему были ранее отклонены Партией регионов, а сейчас Президент подал фактически наши же поправки, и мы естественно будем их поддерживать.
Но нужно посмотреть весь текст законопроекта в бумажном варианте. Потому что пока мы видим лишь опубликованный на официальном сайте текст, а он не всегда совпадает с тем, что выносится на голосование. В понедельник у нас будет заседание фракции, где мы уже детально проанализируем текст законопроекта, который выносится на голосование, и примем более точную позицию по этому вопросу.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин:
– Рассмотрение вопроса изменения закона о местных выборах предопределено, прежде всего, не необходимостью разрешения правовых коллизий, он лежит в политической плоскости, потому что никаких наступлений на права граждан и политических партий нет.
Отмена запрета принимать участие в выборах тем партиям, ячейки которых зарегистрированы менее чем за год до выборов, вызовет ряд нареканий со стороны некоторых оппозиционных сил. Я думаю, они не в восторге от этой идеи ввиду мотивации, что есть попытка таким способом размыть их потенциал.