На Западе, спросив у рабочего «А где хранится твоя трудовая книжка?», в ответ вы получите недоуменный взгляд - такого понятия как «трудовая книжка» там не существует. Они были отменены в середине прошлого века. Сегодня в Европе соискателю достаточно показать на собеседовании диплом о высшем образовании, рекомендации с прошлых мест работы и резюме. Кроме того, работники имеют книжки социального страхования и трудовые карточки, которые предъявляют по собственному желанию, если хотят подтвердить свою квалификацию. Последнее время и в Украине появилась тенденция относиться к трудовым книжкам как к пережитку прошлого. Но пока трудовая книжка, согласно законодательству, «является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника», знать, для чего она все-таки нужна, полезно.
Кто должен покупать трудовую книжку?
Нередко происходит так, что работник, который впервые устраивается на работу, вместе с соответствующими документами предоставляет бланк трудовой книжки. Чаще всего такие «документы» приобретаются на уличных раскладках, в местах массовой торговли. И мало кто задумывается, что принятие кадровой службой такого бланка от работника недопустимо и может быть квалифицировано, как нарушение законодательства о труде.
Бланки трудовых книжек и вкладыши к ним изготавливаются по единому образцу и приобретаются предприятием, а не предоставляются работником. В соответствии с пунктом 6 постановления КМУ «О трудовых книжках работников» от 27 апреля 1993 г. ? 301 изготовление по единому образцу бланков трудовых книжек и вкладышей к ним обеспечивается Министерством финансов по заказу Государственной акционерной компании «Укрресурсы». Когда работнику, который впервые устраивается на работу, выписывается новая трудовая книжка, работодатель высчитывает из заработной платы работника сумму ее стоимости (п. 6.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты населения Украины от 29 июля 1993 г. ? 58; далее – Инструкция ? 58). В соответствии с Инструкцией ? 58 работодатель обязан иметь в наличии на своем предприятии необходимое количество трудовых книжек и вкладышей к ним.
Без права на ошибку
В случае, если во время заполнения трудовой книжки был испорчен бланк трудовой книжки или вкладыша к ней, необходимо составить акт на списание бланков трудовых книжек и вкладышей. Если же сам бланк не был испорчен, но были внесены неправильные ведомости, то следует руководствоваться пожеланиями, изложенными в статье «Особенности исправления записей в трудовой книжке», опубликованной в «Судебно-юридической газете» ?29 от 7 апреля 2010 г.
Много вопросов возникает и о том, какому языку отдать предпочтение при заполнении трудовой книжки, поскольку она имеет два раздела: на украинском и русском языке. В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции ? 58 соответствующие разделы трудовых книжек и вкладыши к ним заполняются соответственно на украинском и русском языках. Однако ст. 10 Конституции Украины говорит о том, что государственным языком в Украине является украинский язык, поэтому не будет нарушением, если записи в трудовых книжках будут вестись исключительно на украинском языке.
Как быть с «частниками»?
Не менее важный вопрос, возникающий у читателей нашей газеты, ведутся ли трудовые книжки в отношении частных предпринимателей?
В соответствии со ст. 42 Хозяйственного кодекса предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая предпринимателями с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Исполнение этой деятельности (работ, услуг) предпринимателем самостоятельно (на основании гражданско-правовых договоров) означает, что он ни с кем не пребывает в трудовых отношениях, и, соответственно, трудовая книжка на него не ведется. Поскольку ведение трудовых книжек предусмотрено только для работников, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц (ст. 48 КЗоТ).
Деятельность же упомянутой категории лиц засчитывается к стажу труда, который дает право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов на счет Пенсионного фонда Украины (подтверждается соответствующей справкой Пенсионного Фонда о выплате предпринимателем страховых взносов). Обратим внимание, что осуществление лицом предпринимательской деятельности не препятствует заключению таким лицом трудового договора с другим работодателем. В этом случае трудовая книжка будет вестись на основном месте работы в соответствии с общепринятыми правилами.
Особенности внесения записей о стаже
Иногда руководители предприятий настаивают на том, чтобы вносить в трудовую книжку запись о том, что до принятия на работу на предприятие работник не имел трудового стажа.
В соответствии с пунктом 2.18 Инструкции ? 58 в трудовых книжках фиксируется: а) служба в составе Вооруженных сил Украины и других войсках, где на тех, кто проходит службу, не распространяется законодательство и государственное социальное страхование; б) время учебы в высших учебных заведениях; в) работа как членов колхоза – в случае, если действующим законодательством предусмотрено зачисление этой деятельности в общий трудовой стаж работников; г) время присмотра за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом возрастом до 16 лет, а также пенсионером, который по медицинским показателям нуждается в постоянном присмотре (ст. 56 ЗУ «О пенсионном обеспечении») в том числе за престарелым, который достиг 80 лет (в соответствии с медицинскими показателями); д) запись о периоде получения помощи по безработице (безработным лицам) фиксируется в трудовой книжке органом государственной службы занятости населения.
Таким образом, внесение записи о том, что до принятия на работу работник не имел трудового стажа, не предусмотрено действующим законодательством.
Татьяна Пашковская,
специально для «Судебно-юридической газеты»