На подписи Президента Украины находится закон, предусматривающий изменения в ст. 218 КУоАП, которым уточняются некоторые положения относительно подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере торговли и предоставления услуг. В соответствии с названным документом теперь дела о нарушении правил торговли и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, будут рассматриваться административными комиссиями при исполнительных органах горсоветов. К их компетенции также отнесены и дела, возбужденные по ст. 155-2 КУоАП «Обман покупателя или заказчика», которой предусматривается ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, превышение установленных цен и тарифов и иной обман покупателя или заказчика работниками торговли, общепита, сферы услуг и ФЛП (разумеется, при условии, если вред, причиненный потребителю, не превышает три необлагаемых минимума доходов граждан).
В свою очередь, админкомиссии при исполкомах сельских, поселковых советов будут рассматривать правонарушения, предусмотренные ст. 159 КУоАП («Нарушение правил торговли на рынках»), ч. 2 ст. 156 (административная ответственность за нарушения работником предприятия торговли или общепита правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями). К компетенции этих же органов отнесено рассмотрение дел, возбужденных по ст. 156 -1 («Нарушение законодательства о защите прав потребителей»), 156-2 («Нарушение установленного порядка промышленной переработки, хранения, транспортировки или уничтожения конфискованного спирта, алкогольных напитков и табачных изделий»).
К слову, автор законопроекта ? 2503 считает, что актуальность этих изменений обусловлена необходимостью совершенствования механизма и повышения эффективности привлечения к ответственности за нарушение работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, ФЛП правил торговли и предоставления услуг. Действующая же сегодня редакция ст. 218 КУоАП дает право исключительно админкомиссиям при исполкомах сельских, поселковых советов рассматривать дела об админправонарушениях, предусмотренных ст. 155. Однако, как отмечает инициатор изменений, эта статья не предусматривает права админкомиссий при исполнительных органах городских советов рассматривать административные дела по статье 155, что соответственно, негативно сказывается на соблюдении работниками предприятий (организаций) торговли или общепита правил торговли и предоставления услуг именно в городах. Положительным моментом изменений служит и то, что в соответствии со ст. 244-4 и 155 КУоАП право рассматривать дела об админправонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о защите прав граждан-потребителей, предоставлено органам исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. В силу недостаточного числа сотрудников территориальных органов по делам защиты прав потребителей (как правило, 8 сотрудников), такие органы не способны обеспечить эффективное и оперативное рассмотрение дел по правонарушениям, предусмотренных ст. 155 КУоАП.
Наконец, в соответствии с действующей редакцией кодекса, протоколы о нарушениях, предусмотренных ст. 156-1, могут составлять уполномоченные на то должностные лица ОВД. Думается, будет интересно узнать, что ст. 156-1, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей, появилась в кодексе еще в 1993 году (!), но, как показала практика, работать она не могла, так как не был определен орган, рассматривающий составленные протоколы. Будем надеяться, что принятые изменения создадут прочную основу не только для защиты нарушенных прав потребителей, но и привлечения к административной ответственности продавцов и исполнителей услуг.