В Украину пришла долгожданная политическая стабильность, уже не так часто слышны будоражащие сознание лозунги и призывы оппозиции, поутихли нардеповские баталии. Казалось бы, чего еще желать простым украинцам? Правильно, экономической стабильности. Правда, с этим явлением в Украине пока сложновато.
Развернувшаяся битва за налоги и сборы, проходящая на почве принятия «налоговой конституции» — Налогового кодекса Украины — оставляет впечатление, что отечественному предпринимателю еще не скоро придется вздохнуть свободно. И дело не только в кодифицированном налоговом акте, но и в ряде других документов, которые омрачили жизнь хозяйствующих субъектов. В первую очередь речь идет о вступивших в силу изменениях, расширяющих контрольно-ревизионные полномочия налоговых служб. Конечно, нельзя не отметить заботу главы государства о мелком и среднем бизнесмене, который уже подготовил соответствующий законопроект (? 6517 от 14.06.2010 г.), отменяющий недавно полученные налоговиками превенции. Кстати, на сей документ (обрабатывается в Комитете ВР) уже получено заключение Главного научно-экспертного управления ВР, которое в целом поддерживает позицию Президента Украины. Эксперты отмечают, что инициатива автора законопроекта направлена на исключение из соответствующих законов норм, применение которых «на практике не отвечает политике дерегуляции и либерализации предпринимательства, создает необоснованное административное давление на субъектов предпринимательской деятельности, вносит бессистемность и хаотичность в характер взаимоотношений между фискальными органами и плательщиками налогов».
Кроме того, в ВР ожидает второго чтения проект изменений в некоторые законы Украины о приведении их в соответствие с ЗУ «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» (? 3277 от 08.10.2008 г.). В частности, названным проектом предлагается изложить в новой редакции некоторые позиции Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине. К примеру, государственная регуляторная политика должна быть направлена на существенное усовершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или иными органами государственной власти и субъектами малого предпринимательства. Кстати, реализация такой политики предусматривает «совершенствование законодательства с целью уменьшения вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития предпринимательской деятельности». Странно, но как-то в свете всех этих изменений все дружно забыли о ЗУ ? 877-V от 5 апреля 2007 г. «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон ?877). Именно этот документ направлен на определение видов и порядка проведения проверок субъектов хозяйствования. Итак, какие проверки, какой орган и в течение какого срока могут ожидать предпринимателя?
С этого все и начинается
Все проверки имеют определенную классификацию: «контролирующие органы проводят плановые и неплановые выездные проверки». Хотелось бы предупредить читателя о том, что мы не будем затрагивать иные основания классификации (допустим, по предмету проверки), а остановимся лишь на выездных проверках.
Плановой выездной проверкой признается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, предусмотренная в плане работы контролирующего органа и проводимая по месту нахождения такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, в отношении которого проводится такая проверка. Важно знать, что плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще чем раз в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.
Важно подчеркнуть, что с 30 июня 2010 года, нормы Закона ? 877 однозначно не распространяются на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий валютного контроля, таможенного контроля, контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства, иных видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг и прочее. Для иных проверок, скажем, осуществляемых органами Пенсионного фонда Украины или госорганами по делам защиты прав потребителей, этот закон имеет непосредственное значение.
При проведении плановой выездной проверки абсолютно любым контролирующим органом право на проведение самой проверки возникает у проверяющих лишь тогда, когда субъекту предпринимательской деятельности не позже чем за десять календарных дней до дня проведения проверки отправлено письменноесообщение с указанием даты ее проведения. В силу ст. 5 Закона ? 877 сообщение должно содержать дату начала и дату окончания плановой проверки, наименование юридического лица или ФИО физлица, в отношении которых будет осуществляться проверка, наименование органа госнадзора (контроля). Сообщение должно быть отправлено заказным письмом или телефонограммой, либо вручается лично руководителю (его уполномоченному лицу) под расписку. Этой же нормой предусматривается, что субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо проверяющего органа для осуществления проверки в случае неполучения указанного сообщения. Любая (плановая или внеплановая проверка) должна осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта ведения хозяйства (п. 11 ст. 4 Закона ? 877). Перед началом проверки проверяющий вносит запись в соответствующий журнал проверяемого субъекта хозяйствования.
Уместно будет отметить, что при проведении проверки налоговый инспектор (либо представитель иного контрольно-надзорного органа) обязан предоставить личное удостоверение и направление на проверку, подписанное руководителем налоговой службы, скрепленное печатью. Между прочим, не каждая «бумажка», представленная проверяющими, является направлением, т.к. в направлении для проведения плановой выездной проверки должны быть указаны: 1) дата его выдачи; 2) название органа государственной налоговой службы; 3) цель и вид проверки; 4) основания, дата начала и дата окончания проверки; 5) должности, звания и фамилии проверяющих (ст. 11-2 Закона о налоговой службе).
Согласно ЗУ ? 877, плановая проверка не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. А иное, к слову будет сказано, установлено ст. 11-1 ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине». Так, в случае если физлицо проверяют налоговые органы, то срок плановой проверки субъектов малого предпринимательства не может превышать 20-ти рабочих дней, продлить же такую проверку можно до 10-ти рабочих дней.
Провинился перед бюджетом? Тогда мы идем к тебе!
В тех случаях, если у налоговых органов появились факты (по результатам встречных проверок), свидетельствующие о нарушении предпринимателем норм законодательства или, скажем, обнаружена недостоверность данных, заявленных в документах строгой отчетности, то такому предпринимателю следует готовиться к встрече внеплановой выездной проверки. Под такой проверкой понимают проверку, не предусмотренную в планах работы контролирующего органа и проводимую при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (с учетом уже названных): 1) СПД не поданы в установленный срок документы обязательной отчетности; 2) СПД подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проведения плановой или внеплановой проверки; 3) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней с даты получения запроса; 4) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия (причем, проверки по данному основанию могут осуществляться только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в рамках их полномочий); 5) в случае, когда в отношении плательщика налогов налоговой милицией возбуждено оперативно-розыскное дело, в связи с чем существует необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого плательщика; 6)иные основания, предусмотренные актами специального законодательства.
Новым основанием для проведения внеплановой проверки налоговой инспекцией с недавнего времени является информация, полученная органом налоговой милиции об уклонении плательщика налогов от налогообложения. В таком случае налоговая инспекция принимает решение о проведении проверки без предварительного уведомления субъекта хозяйствования (п. 19 ст. 10 Закона о налоговой службе). При проведении внеплановой налоговой проверки инспектор кроме удостоверения и направления, обязан предъявить и копию приказа руководителя налогового органа (разумеется, за исключением проверок, проводимых по жалобе налогоплательщика). Внепланово проверять субъекта малого предпринимательства разрешается в течение 10 рабочих дней с правом продления «испытания» не более чем на 10 рабочих дней.
Всех впускать, никого не выпускать?
Почетное право осуществлять плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования предоставлено: 1) органам государственной налоговой службы – касательно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджетные и государственные целевые фонды, неналоговых платежей; 2) таможенным органам – касательно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и НДС, которые производятся в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы; 3) органам Госказначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и государственной налоговой службы в пределах их компетенции – касательно бюджетных ссуд, ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.
Разумеется, «проверочные» полномочия (в рамках компетенции) возложены и на органы Пенсионного фонда Украины, Фонда соцзащиты, органы пожарного надзора и СЭС, Антимонопольный комитет Украины.
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»
Правовой ликбез
Довольно часто предпринимателю не достаточно применения «психологических приемов» при общении с представителями контрольно-надзорных органов, поэтому предлагаем вооружиться еще и «нормативными» знаниями, которые могут пригодиться каждому проверяемому субъекту.
Если к вам пришла налоговая…
Ст. 11-2 Закона о государственной налоговой службе определяет условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению плановых и внеплановых выездных проверок. Согласно названной нормы, должностные лица налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при условии предоставления проверяемому предпринимателю под расписку следующие документы: направление, копию приказа руководителя налогового органа, в котором указываются основания для проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и длительность. Разумеется, предпринимателю предоставлено право не пускать представителей налоговой для проверки, при условии, что он уверен в незаконности такого «прихода». На этот случай законодательством предусмотрено составление налоговым органом акта отказа от допуска к проверке или акта о неявке предпринимателя по приглашению налоговой, которые подписываются не менее чем тремя должностными лицами. А дальше все зависит от того, насколько предприниматель оказался прав. Поэтому, лучше не рисковать, а согласиться на встречу «гостей».
После состоявшегося, так сказать, знакомства (предоставление удостоверения, направления, копии приказа), налоговая приступает проверять финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с полученным вами ранее сообщением о предстоящей проверке (при плановой проверке). Кстати, если представители налоговой жаждут задержаться у вас и после рабочего дня, либо не отпустить вас на обед, а вы имеете желание с ними поспорить (понятно, что ситуация, чисто теоретическая), можно прибегнуть к положениям все той же ст. 11-2: «Проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормальный режим работы налогоплательщика».
Результаты проверки
По результатам проверки, налоговый орган составляет определенный акт далеко не произвольной формы. Об этом свидетельствует Приказ ГНА от 10.08.2005 ?327 (с изм. от 13.06.2007 ? 354), которым утвержден Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и иного законодательства (далее – Порядок).
В частности, п. 1.3 Порядка устанавливает, что по результатам проведения проверок составляются либо справка – в случае отсутствия нарушений законодательства, либо акт – при выявленных нарушениях.
Акт – служебный документ, подтверждающий факт проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и является носителем доказательной информации об обнаруженных нарушениях требований законодательства. Если имеет место фантастический случай, имеется ввиду то, что налоговая не нашла ни одного нарушения у предпринимателя, то составляется справка.
В соответствии с Порядком, справка - это служебный документ, подтверждающий факт проведения проверки и являющийся носителем доказательственной информации о неустановлении фактов нарушений законодательства. Структура такого документа аналогична акту с учетом особенностей относительно отсутствия нарушений. Понятно, что акты налоговых проверок «появляются на свет» гораздо чаще, чем справки. Однако до сих пор многие предприниматели не знают, что нарушение по формальным признакам порядка составления и подписания акта может дать возможность обжалования результатов проверки.
Структура акта проверки
Акт плановой или внеплановой проверок состоит из четырех частей: вступительной, общих положений, описательной части и заключения. К акту добавляются информативные дополнения.
Вступительная часть акта должна содержать следующие данные: местонахождение субъекта хозяйствования (место расположения объекта собственности, относительно которого проводится проверка); полное и сокращенное наименование субъекта хозяйствования в соответствии с учредительными документами; основания для проведения проверки; дата и номер направления на выездную проверку, название органа государственной налоговой службы, его выдавшего, а также дата и номер приказов руководителя органа ГНС на проведение внеплановой проверки. Если же проверка осуществляется на основании решения суда, отмечается название суда, принявшего соответствующее решение, номер и дата решения, срок проведения проверки. Кроме того, во вступительной части акта отмечается: должности, название структурного подразделения, название органа ГНС, звания, ФИО должностных лиц, осуществляющих проверку; тип проверки (невыездная документальная, выездная плановая или внеплановая); период, за который проводится проверка; информация о направлении субъекту хозяйствования сообщения о проведении плановой выездной проверки; информация о наличии журнала регистрации проверок субъекта хозяйствования и совершение в нем записи о проведении проверки.
Общие положения акта состоят из: срока проведения проверки; информации о должностных лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования за период, который проверяется с указанием приказов о назначении и освобождении с занимаемой должности; данных о регистрации субъекта хозяйствования в органах исполнительной власти, даты взятия на учет органом ГНС, регистрационных данных плательщика НДС; идентификационных номеров (для ФЛП); кода формы собственности; информации о видах деятельности, которые осуществлял субъект за проверяемый период и виды деятельности, подлежащие лицензированию. Общие положения акта также содержат данные о наличии счетов в банках и других финучреждениях с указанием информации относительно предоставления сообщения об их открытии (закрытии); информацию о документах, использованных при данной проверке; данные о наличии льгот; информацию о проверках других субъектов ведения хозяйства по вопросам правовых отношений с налогоплательщиком и подтверждение задекларированных им показателей за проверяемый период и иные данные.
Описательная часть акта составляется путем группировки результатов проверки по отдельным видам налогов и сборов за соответствующие налоговые периоды. По каждому выявленному и зафиксированному в акте факту нарушения налогового законодательства должны быть отображены показатели самого проверяемого субъекта и фактические показатели, выявленные в ходе проверки. В случае установления расхождений в акте четко излагаются содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи нормативно-правовых актов, нарушенных плательщиком, отмечается период, в котором эти нарушения имели место быть. Важно знать, что ко всему перечисленному, необходимо добавить и письменные объяснения самого проверяемого (его должностных лиц). При выявлении нарушения фиксируется и первичный документ, на основании которого совершены записи в налоговом и бухгалтерском учете, а также иные доказательства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения.
Конечно, бывают ситуации, когда проверяемый просто-напросто отказывается предоставить письменные объяснения, в этом случае орган ГНС делает соответствующую отметку в акте. Кстати, не допускается отображение в акте проверки не только необоснованных данных, но и субъективных предположений проверяющих, не имеющих подтверждающих доказательств, и разного рода выводов относительно действий должностных лиц субъекта хозяйствования (к примеру, «укрывательство объекта налогообложения», «разворовывание», «присвоение», «описка» и прочее).
В заключительной части акта, должно быть указано обобщенное описание обнаруженных проверкой нарушений законодательства со ссылкой на подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов. В заключении также отображается количество составленных экземпляров акта проверки и делается отметка о вручении одного экземпляра проверяемому субъекту. Помните, что в акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за выявленные нарушения!
Зарубежный опыт
Сегодня традиционно Беларусь воспринимают как страну пережитков социалистического прошлого, в которой нет никаких возможностей для ведения частного бизнеса. Действительно, до недавнего времени, индивидуальным предпринимателям было несладко, причем их жизнь усложнялась не только проверками налоговых органов, но и представителей Комитета государственного контроля, администрации Президента и т.д.
Однако с января этого года белорусские бизнесмены вздохнули свободно, т.к. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. ? 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Согласно этому документу, плановые проверки любых контрольно-надзорных органов в отношении одного и того же субъекта хозяйствования можно проводить лишь один раз в полгода. Причем, если, скажем, к субъекту малого бизнеса пришли гости из налоговой инспекции, то в течение последующего времени (6 месяцев) ни один из представителей иных органов «нагрянуть» к нему не может. Для того чтобы была согласованность в действиях всех проверяющих, на уровне Республики составляется план проверок, который утверждается Комитетом госконтроля Беларуси.
Кстати, по мнению многих должностных лиц, в полномочия которых входит проведение проверок и ревизий, вступление в силу названного Указа, слегка разбалансировало их уже привычную работу. Правда, за прошедшие полгода пришло осознание того, что уровень «загруженности» чиновников снизился, да и предпринимателю стало гораздо легче. Кроме того, в Беларуси (как и в Украине) существовало множество актов специального законодательства, посвященных проверкам различных госорганов. Указ ? 510 объединил разрозненные акты, создал систему и получил название в среде чиновников – «Кодекс проверок».