«Судебно-юридической газете» регулярно задают вопросы, касающиеся защиты прав потребителя при покупке бытовой техники. К примеру, «Купил духовой шкаф, при первом же использовании лопнуло внутреннее стекло. В магазине сказали, что они гарантию на стекло (лопнувшее) не давали». Или вот другой пример: «Приобрел вентилятор, через неделю он сломался. Продавец в ремонте отказал, отправил в сервисный центр». Это лишь малая часть всех бед, которые сыплются на голову потребителей. Поэтому, чтобы оградить наших читателей и потенциальных потребителей от откровенного нарушения их прав, сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 6 ЗУ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) производитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия такого срока – в течение десяти лет. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбрать, к кому именно обратиться с претензией на некачественный товар – к продавцу, производителю или в сервисный центр, указанный в гарантийном талоне (ч. 3 ст. 8 Закона). Следует понимать, что гарантия выдается на все изделие и его комплектующие. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 7 Закона: «Производитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделия, в течение гарантийного срока, установленного нормативными правовыми актами, нормативными документами или договором». В том случае, если на детали гарантия устанавливается отдельно, то гарантийный срок на комплектующие изделия должен быть не меньше, чем гарантийный срок на основное изделие, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, нормативными документами или договором (ч. 1 ст. 7 Закона).
Полезно знать и то, что при выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель имеет право потребовать либо пропорционального уменьшения цены, либо бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения расходов на устранение недостатков товара (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом, согласно ч. 5 ст. 8 Закона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить заявленные требования.
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»