На прошлой неделе стало известно, что Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины продолжает рассматривать кассационные жалобы, поданные на постановления и определения Высшего хозяйственного суда Украины. В свою очередь, у ВХСУ по этому поводу противоположная позиция – его решения не подлежат кассационному обжалованию (о чем сказано в его официальном уведомлении от 13 апреля с.г.).
Отметим, что после принятия КСУ решения от 11 марта 2010 года ?8-рп/2010 Высший хозсуд прекратил направлять в Верховный Суд кассационные жалобы на постановления и определения ВХСУ и просто возвращал их заявителям. Несмотря на это, субъекты хозяйствования начали подавать кассационные жалобы непосредственно в Верховный Суд. Как обосновывает Судебная палата ВСУ такие свои действия, мы решили спросить у ее председателя – Валентина Барбары, отправив ему соответствующий запрос.
---
Председатель Судебной палаты по хозяйственным делам Валентин Барбара:
– На Ваш запрос от 14 июня 2010 г. сообщаю, что 11 марта 2010 г. КСУ было принято Решение ? 8-рп/2010, которым Суд дал официальное толкование понятиям, содержащимся в соответствующих статьях Конституции Украины, а именно: «наивысший судебный орган», «высший судебный орган», «кассационное обжалование». В резолютивной части Суд, в частности, указал, что определение в положении п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины как одного из основных принципов судопроизводства «обеспечение… кассационного обжалования решения суда» «в системной связи с положениями ч. 1 ст. 8, ст. 125 Основного Закона Украины означает лишь одноразовое кассационное обжалование и пересмотр решения суда; законом могут быть предусмотрены и иные формы обжалования и пересмотра решений судов общей юрисдикции; определение в ч. 2 ст. 125 Конституции Украины Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что конституционный статус Верховного Суда Украины не предусматривает наделение его законодателем полномочиями суда кассационной инстанции по решениям высших специализированных судов, реализующих полномочия кассационной инстанции».
Ранее, в своем Решении ? 15-рп/2000, КСУ дал разъяснения касательно порядка исполнения его решений. В пункте втором этого Решения он, в частности, определил, что положения ч. 2 ст. 150 Конституции Украины об исполнении решений КСУ необходимо понимать так, что законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные по этим решениям неконституционными, не подлежат применению как такие, которые в соответствии со ст. 152 Конституции Украины утратили действие со дня определения Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Однако ни в конституционном представлении народных депутатов Украины, ни в самом Решении ? 8-рп/2010 не говорилось о признании тех и/или иных положений ХПК Украины не соответствующими Конституции Украины (являются неконституционными). Кроме того, каких-либо изменений или дополнений в действующее хозяйственное процессуальное законодательство в связи с определением этого Решения не принято.
По смыслу ст. 111-15 ХПК Украины Верховный Суд Украины пересматривает постановления или определения Высшего хозяйственного суда Украины в случаях, если они обжалованы: по мотивам применения ВХСУ закона или иного нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины; в случае их несоответствия решениям ВСУ или Высшего суда иной специализации по вопросам применения норм материального права; в связи с выявлением разного применения ВХСУ одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта в аналогичных делах; по мотивам несоответствия постановления или определений международным договорам, согласие на обязательность которых дано ВР Украины; на основании установления международной судебной инстанцией, юрисдикция которой признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.
В свою очередь, по содержанию ст. 237 КАС Украины судебные решения по административным делам могут быть пересмотрены ВСУ по исключительным обстоятельствам, если они обжалованы по мотивам: 1) неоднократного применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы права; 2) установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.
Итак, в специализированных видах судопроизводства ВСУ пересматривает решения судов нижестоящих инстанций в исключительном порядке, учитывая сущностное сходство оснований для обжалования соответствующих судебных актов хозяйственных и административных судов, обязательность кассационного обжалования судебных решений согласно с предписаниями ХПК Украины и КАС Украины, а также определения пересмотра по исключительным обстоятельствам разновидностью кассационного производства. Таким образом, Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ осуществляла и продолжает осуществлять пересмотр судебных решений Высшего хозяйственного суда Украины в порядке, предусмотренном разделом ХІІ-2 ХПК Украины, а Верховный Суд Украины в хозяйственном судопроизводстве действует как суд исключительной инстанции.