Столица – город особый, перекресток всех политических, экономических, идеологических и региональных интересов. Поэтому неустроенность Киева эхом отзывается по всей стране, как будто в ней и без того мало проблем. Новый закон о столице, по идее, призван улучшить ситуацию, а как это удастся на практике — посмотрим. Пока же политические споры вокруг проекта ведутся полным ходом, за которым и наблюдает «Судебно-юридическая газета».
КГГА — юридическая абракадабра
Одним из основных вопросов, тревожащих умы законодателей, является разделение полномочий Киевской городской администрации и Киевского городского совета, как отметил во время пресс-конференции народный депутат от Партии Регионов Владислав Лукьянов. Большинство депутатов и экспертов считают, что это сделать просто таки необходимо. Учитывая специфику столицы и ряд ее функций, которые носят общегосударственный характер, эти вопросы нужно выносить в городскую администрацию. Что касается местного самоуправления, то его принципы должны сохраняться, в этом плане столица должна быть образцом для всех городов Украины. В вопросах перераспределения необходимо не ущемить права киевлян. Депутат отметил, что поддерживает идею общественных слушаний для решения существующих дискуссионных вопросов по разделению этих полномочий. «Я поддерживаю позицию необходимости провести общественные слушания, потому что нужно советоваться с горожанами, экспертами, политическими силами: как с теми, которые представляют власть, так и оппозиционными. В дискуссии будут рождаться самые сильные решения».
Депутат от БЮТ Владимир Бондаренко, также участвовавший в обсуждении, заметил, что целью каждой законодательной инициативы может быть как улучшение управления городом, так и проникновение во власть нестандартным образом. «Если говорить о «Законе о столице Украины», то я был одним из авторов действующей редакции», — напомнил бютовец. По его мнению, закон о столице может быть резко и кардинально изменен в части распределения функций, а также в системе избрания председателя. Есть несколько предложений, но какая из них в зале парламента будет доминирующей, до конца не ясно. В частности, есть вариант двухтуровых выборов, который находится на сайте ВР, но есть и вариант выборов в самом горсовете. То есть, не жителями Киева, что является понижением статуса самоуправления и фактическим нивелированием роли граждан в выборе городского главы, убежден Бондаренко.
По его словам, если исходить из позиций, которые есть в сегодняшнем законе, мы видим там изменение структуры киевской власти. Она заключается в том, что в законе отражается неадекватное разделение управленческих функций с доминированием председателя КГГА, в назначении которого граждане не принимают абсолютно никакого участия. Тем самым нарушается статья Конституции, которая говорит, что единственным источником власти является украинский народ. В данном случае председатель городской государственной администрации, который назначается и увольняется Президентом по представлению Кабинета Министров, никакого отношения к киевлянам не имеет. Этот процесс идет вне их, а дальше он доминирует еще и по этому законопроекту, может останавливать все акты органов местного самоуправления с одновременным представлением в суд, включая Киевсовет и районные советы Киева. «Такой вариант, на мой взгляд, достаточно недемократический, однобоко предоставляет преимущества исполнительному органу и начинает доминировать над представительным», — считает бютовец.
Бондаренко также заметил, что не видит в новом проекте закона такого важного элемента для местного самоуправления как органы самоорганизации населения. О них даже не упоминается, хотя они в Киеве есть и функционируют, в частности, уличные комитеты, объединения совладельцев квартирных домов и т.д. Правда, как заметил депутат, по районным администрациям идет улучшение, так как создаются вместо государственных администраций в районах исполнительные комитеты районных советов. Но, опять же, эти комитеты будут делать только то, что определено на уровне города председателем КГГА.
По мнению Бондаренко, само название «Киевская городская государственная администрация» является абракадаброй, которая вообще не подлежит юридическому анализу. Если она «городская», то не «государственная». Если она «государственная», то далеко не «городская». «Городской совет должен формировать исполком Киевского городского совета, а параллельно может существовать Государственная администрация в городе Киеве. Так она должна называться и руководить милицией, СБУ, прокуратурой, военными комиссариатами и другими структурами сейчас двойного подчинения, а не мэр.
Мэр останется за киевлянами
Реагируя на вопрос об избрании мэра Киева, Лукьянов заявил, что, по его мнению, выборы будут проводиться «либо как в прошлый раз, либо путем двухтурового голосования», однако регионал отметил, что окончательного решения все еще не существует. Что касается идеи избрания мэра большинством депутатов в Киевраде, то, несмотря на определенные преимущества этого способа, он вряд ли получит шансы на применение. «Я допускаю и предполагаю, что, вряд ли, даже имея очевидные плюсы работы и выдвижения мэра города из команды, большинство которой пройдет в Киевраду, я думаю, что этот вариант все-таки маловероятен», — отметил депутат, заметив, что у Президента другой настрой по этому вопросу. Таким образом, мэра будут избирать либо относительным большинством голосов, либо абсолютным.
Депутат заявил, что местные выборы в Киеве, состоятся в этом году лишь в том случае, если будут приняты изменения в Конституцию Украины, согласно которым выборы в местные органы власти проводятся синхронно, независимо от внеочередных. При этом, по словам В.Лукьянова, он на 99% уверен, что выборы в местные органы власти состоятся 31 октября 2010 г. «Большинство народных депутатов от Партии регионов склоняется к проведению местных выборов 31 октября 2010 г., хотя также звучат предложения провести эти выборы в последнее воскресенье марта 2011 г.»
Вместе с тем регионал заметил, что для внесения изменений в Конституцию по части выборов мэра Киева конструктивную позицию должна занять оппозиция, так как для внесения соответствующих изменений в Конституцию Верховная Рада должна утвердить их и закрепить решением в 300 голосов. «Если наши коллеги из оппозиции поддержат эту логику, то изменения будут внесены до дня проведения выборов мэра столицы голосами 300 народных депутатов», — отметил Владислав Лукьянов. При этом он заметил, что если даже этот вопрос не будет решен сегодня, его коллеги по фракции будут настаивать на том, чтобы изменения в Конституции были внесены в будущем.
Однако Владимир Бондаренко заявил, что его фракция не поддержит такие инициативы регионалов. «БЮТ не поддержит изменения по части выборов, как не поддержал продление сроков пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, хотя это не помешало Партии регионов решить вопрос», — подчеркнул депутат. Кроме того, Бондаренко напомнил, что мнения относительно даты проведения местных выборов не совпадают даже внутри самой коалиции — Партия регионов жаждет провести местные выборы 31 октября, тогда как Блок Литвина и КПУ не очень радуются такому желанию своих коллег. «Мы знаем позицию коммунистов, которые против проведения выборов 31 октября, поскольку прекрасно знают и понимают, что на местных выборах им ничего не светит. То же касается и Блока Литвина — Литвин хочет пожить (хотя бы до весны) с тем количеством глав сельских и поселковых советов, которое он отвоевал», — заметил бютовец. Напомним, ранее спикер ВР заявил, что если датой выборов будет назначено 31 октября, то тогда нужно будет еще на пять лет забыть о реформе системы организации власти на местах.
Владимир Бондаренко видит другой вариант избрания мэра Киева. По его мнению, мэром должен стать тот, кто наберет наибольшее количество голосов избирателей, а тот, кто занял вторую позицию, должен стать секретарем. На что Лукьянов ответил, что подобный «кулуарный» подход рассмотрения вопроса выборов, в том числе мэра города Киева, не приемлем для Партии Регионов. «Мы не хотим разделять власть на двоих. Мы не хотим договариваться на двоих и оставлять в стороне другие политические силы», — заявил Владислав Лукьяненко. Депутат отметил, что его фракция будет выступать за проведение общественных слушаний, которые будут проходить или в Верховной Раде, или на уровне местных органов самоуправления.
Оценивая возможные сроки принятия нового закона о столице, Лукьянов заметил, что, учитывая достаточно серьезное обсуждение 31 октября в качестве основной даты проведения местных выборов, было бы неплохо, чтобы новый закон до того времени уже вступил в действие. В результате в процессе проведения избирательной кампании уже будут распределены полномочия между органами на местном уровне и теми, которые будут находиться в структуре вертикали исполнительной власти. «Думаю, закон нужно принимать до конца этой сессии, тогда у всех политических сил и ярких личностей, которые планируют принять участие в местных выборах, будет возможность действовать с принятым законодательством, а не менять правила посреди игры», — отметил он.
Вместе с тем регионал сообщил, что после того, как законопроект о столице был рассмотрен на заседании Кабинета Министров, среди членов правительства возникла дискуссия. Даже члены Партии регионов высказывают разные точки зрения по улучшению этого законопроекта, и потому он отправлен на доработку.
Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»