Председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов, естественно, не мог остаться в стороне от такого знакового события как завершение судебной реформы в Украине. Тем более именно Комитет под руководством Сергея Васильевича рекомендовал парламенту принять законопроект «О судоустройстве в Украине и статус судей» в первом чтении. Вот что г-н Кивалов рассказал в интервью «Судебно-юридической газете».
– При разработке судебной реформы, какие рекомендации ПАСЕ и Венецианской комиссии все же не были учтены?
– Пожелания ПАСЕ и Венецианской комиссии учтены по всем параметрам. Новый законопроект о судоустройстве и статусе судей, который внес Президент Украины, разработан Рабочей группой, в которую входили и работники судов, и ученые, и народные депутаты. Все лучшее, что наработано юридической наукой, учтено в этом законопроекте. Президент его внес, и он будет принят!
В рамках действующей Конституции – это самый удачный законопроект. Более того, Президент отказался от таких функций, которые раньше у него были. К примеру, формирование Высшей квалификационной комиссии. Он сегодня говорит: пожалуйста, я не формирую, пусть формируют другие институты власти. И теперь в формировании ВККС не будет принимать участие ни законодательная, ни исполнительная власть. Основной костяк ВККС будут составлять судьи, ученые. Иными членами ВККС будут лишь представители Государственной судебной администрации и Министра юстиции (по одному человеку). При этом важно, что сама Судебная администрация будет полностью подчиняться Совету судей как органу судебного самоуправления. Я считаю, что более демократичного закона еще не было.
– Оппозиция обвиняет власть в уничтожении полномочий Верховного Суда…
– В прессе заявляют, особенно в последнее время, что ликвидируют Верховный Суд. Как раз наоборот – его полномочия расширены! Например, в случае если два суда, допустим, гражданский и административный, рассматривают одну категорию дел и есть противоречия, вот здесь дело будет рассматривать Верховный Суд.
Верховный Суд также будет рассматривать вопросы, связанные с международными обязательствами, взятыми на себя государством Украина. А также контролировать процесс надлежащего понимания судами решений Европейского суда по правам человека. Говорить, что у Верховного Суда сегодня нет полномочий – нельзя, наоборот он получил их еще больше.
– Сейчас звучит много критики в адрес судебной реформы. Чего же в ней все-таки больше: политики или конкретных шагов? Какие в проекте есть упущения?
– Говоря о значительных недоработках нового законопроекта, наши оппоненты идут по ленинскому лозунгу: «Закон есть мера политическая». Так вот, именно они и воплощают эту идею в жизнь, утверждая, что судебная система должна быть иной. Спрашивается, какой?! Они же на протяжении пяти лет не представили своих предложений. А когда мы предлагали к обсуждению свои законопроекты, то в ответ получали заблокированную трибуну. Несколько лет вообще не было никакой судебной реформы, и мы не могли понять, почему?! Потому что не было политической воли. Сегодня политическая воля есть, сегодня есть хорошие профессионалы, и мы обязательно примем этот закон. Более того, часть его будет введена в действие уже с 1 сентября, а вторая часть – с января 2011.
Беседовала Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»