Группой народных депутатов был разработан и подан на рассмотрение в ВР проект Градостроительного кодекса. Этим проектом планируется регулировать правоотношения от отвода земельных участков под застройку до ввода в эксплуатацию строительных объектов.
Как известно, темы «Земля», «Строительство» и «Разрешительная система» известны своей проблемностью не только нашим гражданам, но и за рубежом. Европейцы, приезжающие в Украину с целью открытия бизнеса, инвестирования в строительство жилья или промышленных объектов, берутся за голову, когда узнают, какую процедуру им придется пройти на пути к получению разрешения на проведение работ. Западные бизнесмены недоумевают, как мы сами разбираемся во всей это бюрократической и бумажной волоките, не понимая, что мы и сами в ней не разбираемся.
Если речь идет о капитальном строительстве, то обычно бизнесмены, желающие что-либо построить, нанимают целую команду юристов, специалистов или даже разных фирм по подготовке документации для проведения строительных работ. Одни специалисты занимаются землей, другие – получением лицензии на строительные работы, третьи получают разрешение на работы повышенной опасности, четвертые – обучают специалистов (иначе — получают для них «корочки» аттестации), пятые уже вводят объект в эксплуатацию. Все эти специалисты редко могут совмещать проведение нескольких этапов, поскольку каждый из них настолько трудоемкий, энерго- и финансово затратный, что требует привлечения отдельных профессионалов.
К примеру, интересным фактом является необходимость получения лицензии и разрешения на строительство. Лицензии выдает Госархстройинспекция, а разрешение на проведение работ повышенной опасности – Госнадзорохрантруда. Первые выдаются в соответствии со специальным Кодификатором строительных работ, а вторые – Перечнем работ повышенной опасности, утвержденные Постановлением КМУ. Однако непосредственные виды работ, указанные в обоих классификаторах практически повторяют друг друга. И здесь заложен капкан для бизнеса. Если в перечне работ при лицензии указаны, например, сварочные работы, а в разрешении их не дали, сославшись на недостаточность аттестованных рабочих, то по закону вы не имеете права на такие работы. Естественно, многие застройщики полагают, что указания с лицензии будет уже достаточно, но при первой же проверке подобные заблуждения выясняются.
Изменить сложившуюся ситуацию хотели не раз. И хоть малый и средний бизнес стонут от коррумпированности органов, регулирующих строительную деятельность в Украине, принять мало-мальски полезный законопроект в этой сфере не удавалось. Авторы Градостроительного кодекса надеются, что предложенный проект окажется удачливее других. В зависимости от того, как депутаты будут голосовать за данный Кодекс, станет понятным, кто действительно разделяет недовольство эхом «совковой» бюрократии, а кто лишь на словах борется с нею.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»
КОММЕНТАРИЙ
Народный депутат, один из авторов Градостроительного кодекса Юрий Сербин:
– Постройка объекта начинается не с проведения строительных работ, а с планирования, с проекта строительства. Таким образом, в Кодексе мы определяем правила игры по созданию и реализации генерального плана строительства по всей Украине и на ее отдельных территориях. Сфера действия Кодекса будет распространяться на всю территорию Украины и все вопросы градостроительства, начиная от строительных и смежных с ними работ в городах, заканчивая селами, поселками и районами. Например, мы в текущем проекте предусматриваем, что село имеет право за собственный счет (местный бюджет) содержать свои органы архитектуры, мы определили круг прав и обязанностей таких органов. То есть в случае принятия Кодекса органы градостроительства могут быть созданы и при сельских советах.
Дело в том, что Украина отстает от других развитых стран по вопросам проведения разрешительных процедур, разработки градостроительной документации и по другим вопросам разрешительной системы, таких как лицензирование и сертификация. Поэтому в Градостроительном кодексе выделен целый раздел, которым планируется регулировать отношения в сфере лицензирования и сертификации. В этом разделе мы закрепили процедуру создания самоуправленческих организаций с передачей им должностных функций государственных органов местной власти.
Что касается лицензирования строительной деятельности, то здесь мы предусмотрели сокращение перечня видов строительных работ, которые подлежат лицензированию. Следующая наша задача состояла в упрощении порядка отвода земельных участков с учетом тех ошибок и неуместных норм, которые существуют в нашей разрешительной системе сейчас. Мы считаем, что такие задачи решены проектом, но я уверен, что в парламенте Кодекс будет проходить тяжело. Нас ждет серьезное обсуждение Проекта, поскольку этот Кодекс является тем нормативным актом, который будет определять нашу градостроительную политику на несколько лет вперед.