Доступное жилье украинцам не по карману

12:10, 14 мая 2010
Газета: 35
27 апреля ВР Украины одним голосованием – в первом чтении и в целом – приняла ЗE
Доступное жилье украинцам не по карману
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

27 апреля ВР Украины одним голосованием – в первом чтении и в целом – приняла ЗE «О Государственном бюджете Украины на 2010 год». При этом для строительства доступного жилья для населения этим законом выделено 1 миллиард 40 миллионов гривен. Эти средства планируется направить на взнос государства на удешевление стоимости жилья в объеме 30%. Человеку, который стоит на очереди, нужно будет доплатить 70% от стоимости приобретаемого жилья. Однако хватит ли этих денег, чтобы обеспечить квадратными метрами 1 миллион 200 тысяч граждан Украины, стоящим, как говорят в народе, на очереди на квартиру, вопрос риторический.

Примечательно, что в феврале 2010 г. был принят законопроект ? 4124, предложенный Кабмином (разработчик Минрегионстрой) «Об обеспечении граждан доступным жильем». Во-первых, под доступным жильем предлагаемый законопроект понимает построенные и возводимые при государственной поддержке жилые дома (комплексы), в том числе усадебные (одноквартирные) жилые дома, квартиры в многоквартирных жилых домах. Во-вторых, право на такое (доступное) жилье имеют граждане, которые согласно законодательству нуждаются в улучшении жилищных условий, среднемесячный совокупных доход которых в расчете на одного человека (члена семьи) не дает права на получение социального жилья и доход которых не превышает четырехкратного размера среднемесячной заработной платы в регионе по данным центрального органа исполнительной власти в области статистики (ст. 2 законопроекта). В-третьих, ст. 5 законопроекта определено, что государственная поддержка предоставляется из расчета не более чем на 21 кв. м общей площади жилья на одного человека и дополнительно 10,5 кв. м на семью. Остаток стоимости жилья платит гражданин, заключивший договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные средства.

Разумеется, законопроект был разработан не на пустом месте, а в рамках Государственной целевой социально-экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010–2017 годы (утв. Постановлением КМУ от 11.11.2009 г. ? 1249). Впечатляют цифры, приведенные в этом «документе века». Например, на 2010 год запланировано обеспечение доступным жильем молодых семей и одиноких молодых граждан в количестве 246 квартир по стоимости 5 267 грн. за метр квадратный общей площади. На прошлой неделе эти цифры были подкорректированы министром регионального развития и строительства Украины Владимиром Яцубой, который предположил, что по итогам принятого бюджета его министерство планирует достроить аж 689 домов. В общем, с «доступностью» пока не очень.

Что касается законопроекта ? 4124, то в отношении его вывод специалистов однозначен – проект нежизнеспособен. По мнению Ивана Салия, представителя Всеукраинского союза производителей строительных материалов и изделий, «не нужно изобретать новые законы. У нас не проблема в законе, у нас проблема во власти». И. Салий указал, что в Украине много «деклараций», провозглашающих право на доступное жилье, вот только «коррупция, утрата чувства меры привели к проблемам в строительстве жилья (имеется в виду выделение земельных участков под застройку – ред.)». «Что мешает реализовать Программу? Только отсутствие денег. Нужны деньги, а они этим законом не предусмотрены», — подчеркнул Иван Салий. Солидарную с ним позицию занимает и Михаил Голица, член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры, который поделился своим видением содержания законопроекта: «1. Пойди в банк. В какой? Любой. В такой-то можно? Нет. А в такой-то? Нет. А в какой можно? Не знаю. 2. Принеси справку о доходах семьи. А кто ее выдает? Не знаю. Люди уже два года ищут ту инстанцию, которая может выдать подобный документ». Ребром также стоит вопрос, где взять бюджетные средства – в городском или государственном бюджете. Кроме того, населению, которое вложило свои 70% в стоимость жилья, нужны гарантии, что государство изыщет недостающие и обещанные 30% в ближайшем обозримом будущем.

В свою очередь, глава Украинской строительной компании Лев Парцхаладзе предлагает создать орган (Единую государственную строительную организацию), обладающий определенными преимуществами, которые позволят снизить цену строительства жилья и дать гарантии населению. В частности, такими преимуществами может быть бесплатная выдача земель под строительство жилья, ввод упрощенной системы согласования, ограниченная рентабельность. Население не несет свои деньги в частные строительные компании, т.к. оные теряют доверие граждан. Государственному же заказчику деньги народ отдаст, разумеется, получив гарантии, которые, кстати, отсутствуют в законопроекте.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что тема доступного жилья наконец-то сдвинулась с мертвой точки – о ней стали говорить и «законотворить». Вот только не ждите, что уже в 2010 году все изменится в лучшую сторону. Во-первых, законопроект пока остается лишь законопроектом. Во-вторых, Программа предусматривает три взаимосвязанных этапа, первый из которых направлен на разработку и внедрение механизма финансирования строительства жилья и осуществление мероприятий по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Сами понимаете, не выполнив первый этап, ко второму и последующему никто не перейдет.


Юлия Габдуллина,

«Судебно-юридическая газета»


XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики