Не успели отгреметь страсти по выборам Президента, как в Украине заговорили о новых избирательных планах в нашей стране. Что касается переформатирования парламента, то после Решения КСУ от 6 апреля 2010 г. (о конституционности новой коалиции) вопрос о перевыборах Рады был снят с повестки дня. Но, видимо, Украина не может жить без «выборных» скандалов, и сейчас вновь встал вопрос о выборах в местные органы власти. На сей раз имеются в виду «местные» выборы.
Напомним историю вопроса. В конце 2004 г. ВР приняла ЗУ «О внесении изменений в Конституцию Украины», которым изменила ч. 1 ст. 141 Конституции и установила, что депутаты местных советов избираются на 5 лет. При этом неизмененной осталась часть 2 той же статьи, которой установлено, что председатели вышеуказанных советов избираются территориальными общинами сроком на 4 года. Только спустя пять лет с момента принятия этих изменений в Конституцию, депутатам показалось несколько странным такое несоответствие в сроках полномочий местных советов и их же глав. Поэтому нардепы всерьез взялись за обсуждение этого вопроса и за внесение новых изменений в Конституцию, теперь уже – во вторую часть ст. 141. Все это привело к тому, что 16 февраля 2010 г. парламент принял постановления об отмене очередных выборов в местное самоуправление, назначенных на 30 мая текущего года. Причинами такой отмены были названы отсутствие бюджета на 2010 год, а, следовательно – и бюджетных средств на избирательную строку, неподготовленность законодательства и потребность в реформах. Получается, что очередные выборы отменили, чтобы впоследствии провести их по новым, более выгодным правилам.
С отменой выборов определились быстро, а вот с датой начались проблемы. Дискуссии развернулись горячие, предложения и мнения сыпались как из рога изобилия, вследствие чего на сегодняшний день имеем три законопроекта в ВР о проведении очередных местных выборов: лето 2010, осень 2010, весна 2011. Фаворитом среди указанных законопроектов является ЗП «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно сроков полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей)» под рег. ? 4177, которым планируется проведение выборов 27 марта 2011 г. За этот законопроект депутаты проголосовали на редкость единодушно – 401 человек из 423, присутствующих в зале. Однако этот факт не помешал оппозиции заявить, что перенос местных выборов является незаконным, неконституционным и ограничивает права граждан избирать и быть избранными, что, как ни странно, поддержали и эксперты в сфере права, и политологи.
1 апреля с.г. в КСУ был направлен вышеназванный законопроект для заключения о его соответствии Конституции Украины. Теперь КСУ вновь должен решить главный украинский философский вопрос: быть или не быть выборам; а если быть, то когда? Время у суда на это решение есть до 15 июня с.г. Главная загвоздка заключается в том, что, по сути, этим законопроектом хотят применить обратную силу закона к выборам местных советов, чего, как известно, в Украине быть не может. Дело в том, что прошлые выборы местных органов власти состоялись 26.03.2006 г., а конституционные изменения в статью 141 вступили в силу несколькими месяцами позже, а, следовательно, не должны распространяться на текущие полномочия советов. Из этого следует, что выборы на местах должны были пройти через четыре года после их избрания, то есть 30 мая 2010 года, чего, как мы знаем, уже не произойдет. И тогда дефицит бюджета, точнее отсутствие оного, натолкнуло власть на мысли о переносе даты выборов на более поздний срок.
И еще. Согласно ст. 42 ЗУ «О местном самоуправлении» полномочия глав городских, поселковых и сельских советов заканчиваются в день открытия первой сессии совета, избранного на следующих очередных местных выборах. Поэтому юридически и практически местные советы и их главы будут действовать до того времени, как изберут их преемников, не смотря на то, что по закону их полномочия должны были прекратиться. Получается, что нардепы нарочно или случайно, но предусмотрели возможность работы местных советов практически бессрочно – если ВР не назначит новых выборов, то местные власти могут действовать и 10, и 20 лет совершенно спокойно и законно.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»
КОММЕНТАРИИ
Координатор «Форума спасения Киева» Виталий Черняховский:
– Дату выборов можно спокойно перенесли на сентябрь этого года, тогда уже будет бюджет, и вполне возможно провести все необходимые слушания по вопросам внесения изменений в законодательство. Аналогом избирательных бюллетеней можно назвать пули, а аналогом выборов – пулеметы, т.е. избирательной право – это единственное оружие, которое есть у людей, чтобы влиять на ситуацию в стране. Сейчас граждан лишают этого права, самовольно перенося выборы. Можно, конечно, пойти законным путем отмены такого решения, обратившись в суд, но дело в том, что сейчас вообще нет даты выборов.
Упразднив местные выборы, запланированные на 30 мая текущего года, ВР взяла на себя ответственность за беспорядок, который творится на местах. Я расцениваю это как взятку деятелям местного самоуправления. Вместо того, чтобы дать людям выборы, депутаты их отменяют и принимают решение направить в КСУ законопроект, который уравнивает полномочия мэров с депутатами местных советов. Также я считаю, что изменения в Конституцию необходимы, но в сторону уменьшения сроков пребывания политиков у власти. Идеальный вариант – выборы каждые 2 года. Таким образом, через три-четыре созыва смогут прийти к власти «свежие» люди, которые наведут порядок, ведь если часто менять власть, она не будет успевать укореняться и обрастать коррупционными связями.
Народный депутат НУ-НС Юрий Ключковский:
– Выражаю надежду на то, что предстоящие выборы в местное самоуправление будут проходить по унифицированной системе, с уравниванием сроков полномочий глав советов и депутатов местных советов. Хотелось бы, чтобы выборы происходили единовременно и по единому избирательному кодифицированному законодательному акту. Поэтому, я понимаю позицию Верховной Рады, которая большинством приняла решение отложить проведение выборов в местные органы самоуправления, потому что вначале нужно доработать законодательство, чтобы мы могли провести выборы качественно, имея порядок в избирательном процессе, полномочиях и законодательстве в целом.