Специалисты отмечают: с отменой в 2007 году обязательного внесения паспортных данных пассажиров железной дороги в проездные документы значительно осложнилась работа транспортной милиции. Особенно по розыску подозреваемых в совершении преступлений и в противодействии спекуляциям железнодорожными билетами. Опыт той же России, где поезда оборудуют системами видеонаблюдения, а билеты остаются именными, поездным ворам, спекулянтам, вообще уголовникам, пользующимся железной дорогой с неблаговидной целью, живется, мягко говоря, труднее украинских «коллег».
Именно увеличение количества проявлений экстремизма неподалеку наших границ и стало одним из факторов возможного восстановления в ближайшее время именных билетов на украинской железной дороге. Инициатором введения «новых-старых» правил выступило МВД Украины, по предложению которого уже готовится соответствующее постановление Правительства.
В Украине рано убирать все антикриминальные редуты
Сперва несколько заметок по истории предмета. По инициативе Минтранса тринадцать лет тому появилось постановление Кабмина ? 252 от 19 марта 1997 г., утвердившее порядок обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте. Один из пунктов сего документа определял правила оформления проездных документов, в частности введение системы именных билетов, которая продержалась более 10 лет. Побуждение ввести такие, как кое-кому кажется, неудобства, когда все билеты на поезда Украинской железной дороги, в коих указывалось пассажирское место (кроме пригородных электричек), нуждались во внесении в них паспортных данных путешественника, практически идентично нынешней мотивации — создание преград от спекулянтов и уголовников.
Не последним в ряде аргументов является угроза террористических проявлений. Хоть Украина и не страдает от терактов на транспорте (наши вокзалы чаще всего «минируют» телефонные «террористы»), последние трагические события в соседней России не дают поводов игнорировать фактор экстремизма. И хотя правыми будут те, кто скажет, что универсальной защиты от террора не существует, маниловское созерцание в такой ситуации будет означать верный проигрыш без боя. Украинцы должны понять — в наше время и в нашем государстве еще рановато убирать все защитные редуты, когда-то сооруженные против преступности. Вспомните теракты на транспорте в Испании, Великобритании, Франции, России в ином ракурсе — во многих случаях не удавалось достаточно быстро идентифицировать как жертв акции, так и террористов-смертников.
На поверхность, видимо, всплыла и другая целесообразность возвращения персонификации проезда — расследование чрезвычайных событий с катастрофическими последствиями, когда гибнут люди и есть потребность заниматься опознанием тел погибших. Конечно, здесь тоже могут пригодиться билеты с указанием фамилий их владельцев.
Три «счастливых» года билетных спекулянтов
В течение последней десятилетки вопрос именных билетов вызывал незаурядные дискуссии, имевшие свое проявление в ведомственных и правительственных решениях — от полной поддержки билетной идентификации до отмены. Например, практически сразу после отмены именных билетов в ноябре 2007-го в декабре того же года тогдашний руководитель Минтранса Николай Рудьковский инициировал возвращение предыдущей технологии оформления проездных документов как средство борьбы с ажиотажем вокруг касс и прекращения спекуляций. Ведь не секрет, что, как только билеты стали «безликими», перекупщики снова начали массово появляться вблизи вокзалов, предлагая билеты на любое направление втридорога. Впрочем, подобный нормативный «реверс» удалось продержать лишь на время новогодне-рождественских праздников и отпусков. А традиционный «жесткий контроль над билетными кассирами», о котором говорили руководители железнодорожного ведомства, желаемого результата не давал. Эти три года для спекулянтов билетами выдались на самом деле «счастливыми».
Но не только правоохранители говорят, что в 2007-м победили интересы транспортного ведомства, тогдашнее руководство коего аргументировало отмену именных билетов заботой о сокращении очередей к кассам и большой загруженностью кассиров. О прогнозируемом увеличении спекуляций на билетах после такого шага знали все, но, очевидно, это не стало контраргументом для реформистов. Иногда слышны голоса отдельных правозащитников, критикующих введение персонифицированных железнодорожных билетов: дескать, это элемент тотальной «полицейской слежки». Но у них никаких возражений не вызывает еще более жесткая практика оформления соответствующих документов на авиатранспорте. И почему-то правила, установленные в авиации, четко предусматривающие наличие именных билетов, даже никто не обсуждает, поскольку главное, что здесь достигается, это реализация права граждан на безопасное пребывание и пользование всеми видами транспорта.
Кто поверит «безымянному» пассажиру из вагона ? 13?
Аспект последний — страхование. На руку страховым компаниям введение именных билетов или нет? Вопрос не из простых. Однозначно, что легче доказать причастность конкретного лица к тому или иному страховому случаю на железной дороге, ибо у него на руках есть именной билет, подтверждающий пребывание пассажира в какой-то чрезвычайной ситуации и являющийся надежной основой доказательной базы. С другой стороны, постановление Кабмина от 14 августа 1996 г. ? 959 «Об утверждении Положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» не требует указания фамилии в билете, а выплата страховой суммы осуществляется страховщиком на основании соответствующего заявления застрахованного пассажира, акта о несчастном случае, больничного или справки об инвалидности, а также страхового полиса или документа, его заменяющего. Это один из «подводных камней», заметно сдерживающий внедрение обязательности внесения персональных данных в проездные документы.
Представьте себе — человек в лучшем случае со справкой от врачей и обычно без поддержки свидетелей события приходит в страховую компанию или и в суд, и показывает билет, в котором не указана фамилия застрахованного, и пытается доказать, что именно в вагоне ? 13 крымского экспресса на его голову упал стеклянный плафон, чуть не отрезавший ухо. Почти наверняка известно, что этот пассажир не сможет доказать собственное присутствие в тот несчастливый для себя и плафона момент купейного инцидента. Мало того, по всей вероятности, заявителя пристыдят: дескать, захотел заработать денег. Так что данный вопрос еще требует детального изучения.
Геннадий Карпюк,
Специально для «Судебно-юридической газеты»
Комментарий
Персонификация билетов – гарантия вашей собственной безопасности
Начальник отдела мониторинга Департамента транспортной милиции МВД, подполковник милиции Константин Бушуев:
– Почти три года мы без особого успеха пытались вернуть практику оформления именных билетов на железной дороге, их выписывали лишь при проезде в страны СНГ, где есть такое требование (РФ, Азербайджан и пр.). Но в последнее время ситуация кардинально поменялась. Есть небезосновательные предпосылки к положительному решению вопроса.
В соответствии с постановлением Правительства ? 950 2007 г., Департамент транспортной милиции МВД недавно разработал два проекта нормативно-правых актов.
Один из них направлен на решение вопроса о внесении в железнодорожные проездные документы данных о пассажире. По замыслу инициаторов, это, безусловно, повлияет на ряд аспектов, касающихся правопорядка и законности на транспорте. В частности, появится рычаг влияния на активность билетных перекупщиков, имеющих привычку особенно филигранно демонстрировать дар спекулянта в праздничные дни и отпускной период.
А другой дает возможность при условии использования данных железной дороги отслеживать криминальные процессы, связанные с деятельностью воров-гастролеров. Имея сведения на поездных воров, при введении системы именных билетов, в милиции появится больше возможностей оперативно отслеживать эту криминальную когорту. Уверяю: законопослушному пассажиру здесь бояться абсолютно нечего. Ныне очень много автоматизированных информационных систем разных видов учетов — паспортные, в МРЭО ГАИ, в избирательных комиссиях и пр., где есть данные на людей, но это не ограничивает их права, тем более, что эту информацию защищает закон.
Акцент
Именные билеты: а как же Евро-2012?
Кое-кто упрекнет инициаторам именных билетов европейским опытом, где такая практика уже практически забыта. Дескать, Евро-2012 на носу, а мы вводим какие-то неудобства сотням тысяч спортивных болельщиков и туристов. Действительно, не смотря на вероятные террористические угрозы, сложную систему страховых компенсаций, билеты на евроэкспрессы сейчас «безымянны» — в них даже не предусмотрены поля для внесения паспортных данных (кроме групповых и проездных билетов).
Как отреагирует заграничный пассажир, перемещающийся из одного украинского города в другой, на требование о персонификации железнодорожного билета? По мнению правоохранителей, «именной фактор» вряд ли вызовет особое беспокойство у гостей нашей страны. Во-первых, европейцы довольно законотолерантны и будут выполнять упомянутую норму. Во-вторых, большая часть болельщиков заранее разработает свой маршрут передвижений по городам финального действа футбольного чемпионата и закажет пакет необходимых проездных документов задолго до начала ажиотажа. Скорее всего, европейская педантичность приведет к тому, что футбольные туристы всячески будут стремиться оформить туры на чемпионат через Интернет. Кстати, «Укрзализныця» и Минтранс существенно ускорили реализацию вопроса о разработке единого электронного билета на разные виды транспорта. Понятно, что при введении последнего заметно уплотнится спекулятивная ниша, упростится жизнь как железнодорожникам, так и их клиентам.