Первым делом самолеты, ну а правила ? потом. Кто, как и за что несет ответственность при авиаперевозках

10:54, 19 апреля 2010
Газета: 32
История самолетных катастроф, наверное, самая трагичная, уносящая в считанные секунды десятки, а то и...
Первым делом самолеты, ну а правила ? потом. Кто, как и за что несет ответственность при авиаперевозках
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

История самолетных катастроф, наверное, самая трагичная, уносящая в считанные секунды десятки, а то и сотни человеческих жизней. За последние десять лет именно из-за крушений самолетов во всем мире погибли тысячи людей. Крушениям воздушного транспорта посвящен не один журналистский материал, цель которого — изобличить виновных, обвинить «недосмотревших», пожалеть родственников погибших и прочее. К сожалению, зацикливаясь на морально-этической стороне трагедий, редко кто задумывается о юридической стороне вопроса: возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, компенсация морального вреда.

Разумеется, с путешествиями на самолетах связываются и приятные воспоминания об отдыхе, путешествиях. Однако почему-то остается «за кадром» тема прав потребителей услуг авиатранспорта: никто массово не ищет виновных в пропаже багажа или, скажем, не возмущается некачественным обслуживанием на борту самолета и многое другое. Вероятно, причина в том, что такие «земные» проблемы никак не ассоциируются с тем, что они могут быть и в небе. Как бы то ни было, закон есть закон, и он действует везде, где бы вы не находились. Единственное, что может смущать туриста, — это размышления примерно такого содержания: «Я же не в своем государстве, а здесь у них свои законы».

Думается, в условиях грядущих майских праздников будет совсем не лишним напомнить потенциальным отдыхающим о правилах отдыха (вернее, о последствиях испорченного отдыха) с точки зрения международного права.

 

Первым делом самолеты, ну а правила — потом

Кто, как и за что несет ответственность при авиаперевозках

 

В мае 2009 года Украина стала официальной участницей Международной Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция). Сразу же хотелось бы предупредить читателя о том, что положения Конвенции распространяются лишь на отношения между украинскими пассажирами и перевозчиками, осуществляющими международные перевозки. В свою очередь, деятельность украинских авиакомпаний, перевозящих пассажиров между двумя пунктами, расположенных на территории Украины, не подпадает под действие этого международного акта.

Уничтожение, потеря, повреждение багажа

Если вред (потеря или повреждение) вашим вещам, зарегистрированным как багаж, причинен на борту воздушного судна или тогда, когда перевозчик был ответственным за сохранность, отвечать авиакомпании придется за все, даже за то, что возникло не по ее вине. Такими случаями, скажем, могут стать, «забытый», а затем похищенный багаж на взлетно-посадочной полосе или порванный (заметьте, не вами) новый чемодан из крокодиловой кожи. Да, кстати, по договору перевозки считается, что ответственность перевозчика начинается с передачи ему пассажиром вещи, багажа. Поэтому с момента получения вами багажной идентификационной бирки на каждое место зарегистрированного багажа перевозчик отвечает за все разбитые им «нечаянно» безделушки или за пропавшие вещи из разрезанной сумки.

В том случае, если ваш багаж не зарегистрирован, то перевозчик не несет ответственности за повреждение багажа в результате его дефекта, качества или изъяна. Кроме того, в отличие от украинского гражданского законодательства, в котором, по общему правилу, считается возможным несоблюдение так называемого претензионного срока, международное право обязывает потерпевшего пассажира своевременно предъявить соответствующую претензию.

А компенсация ущерба, к слову, будет не такой уж и маленькой, хоть и с ограничениями. Согласно ст. 22 Конвенции, если произошло уничтожение, потеря или повреждение багажа, то ответственность перевозчика ограничивается суммой в 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира. Что в переводе на среднестатистический язык по состоянию на сегодняшний день составляет около 12 000 гривен.

Задержка рейса

Перевозчик также несет ответственность за вред, причиненный в результате задержки при воздушной перевозке пассажиров и багажа. Лимит ответственности авиаперевозчика за задержку багажа составляет те же 1000 СПЗ. Кстати, если вы решитесь на судебные разборки с вашим перевозчиком, то и здесь требуется подача претензии в срок не позднее 21 дня с момента получения запоздавшего багажа.

Однако не все так просто. Авиакомпания будет стараться доказать, что она сама, ее служащие и агенты приняли все меры, которые могли бы быть необходимыми, чтобы избежать вреда, или что при сложившихся обстоятельствах такие меры принять вовсе было невозможно. Отстаивать такую позицию компания будет в любом случае, потому что для нее в соответствии со ст. 19 Конвенции это шанс избежать ответственности. Если задержкой самолета во время перевозки вам был причинен вред (например, опоздали на жизненно важную конференцию), то в соответствии со ст. 22 Конвенции, ответственность перевозчика относительно каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования (на сегодня примерно 49800 гривен). Более того, на все иски к воздушному перевозчику, связанные с возмещением вреда, у вас есть всего два года. Такое правило установлено ст. 35 Конвенции.

Полеты над Украиной

В отношении же внутренних авиаперевозок, то есть полетов и приземлений по Украине, как уже указывалось, такие нормы ответственности не применяются. На отечественных перевозчиков распространяются правила, установленные Воздушным кодексом Украины и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа.

В частности, ВК установлены определенные размеры ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный имущественным правам пассажира. За потерю, недостачу багажа, принятого для перевозки с объявленной ценностью перевозчик отвечает в размере объявленной ценности (если он сможет доказать, что объявленная ценность превышает действительную стоимость – в размере действительной стоимости) (ст. 93 ВК). В том случае, если стоимость багажа вами объявлена не была, авиаперевозчик отвечает за такой багаж и личные ваши вещи в размере стоимости, не превышающей предела, установленного соответствующим органом исполнительной власти (ст. 93 ВК). Правила (п. 22.6.1) устанавливают, что за уничтожение, потерю или повреждение багажа, перевозчик отвечает ограничено: суммой 20 долларов США (или эквивалентом в другой валюте) за один килограмм брутто в случае потери, повреждения или недостачи всего или части зарегистрированного багажа.

Да, и за задержку пассажира, ответственность перевозчика также предусматривается. В случае задержки пассажир имеет право отказаться от услуг и потребовать от перевозчика, по вине которого случилась задержка, полного возвращения сумм, оплаченных за неиспользованную перевозку, и компенсацию за задержку, если такая задержка превысила допустимые сроки. Такая компенсация рассчитывается, исходя из стоимости перевозки, которой пассажир не смог воспользоваться. В случае задержки сверх допустимых сроков и согласия пассажира продолжить перевозку перевозчик должен предоставить пассажиру по установленным им нормам (в зависимости от времени суток и срока задержки) бесплатно: безалкогольные напитки, питание, проживание в гостинице, наземный трансфер (аэропорт – город – аэропорт) и тому подобное. Однако стоит напомнить, что компенсация за задержку в любом случае не будет превышать стоимость билета или его неиспользованной части в соответствующем классе обслуживания на рейс между местом, где была задержка, и местом назначения.

И, наконец, важно знать, что не во всех случаях задержки вы вправе требовать компенсации. Перевозчик освобождается от ответственности за задержку пассажира, если задержка в перевозке не превысила допустимые сроки или была вызвана форс-мажорными обстоятельствами. Кстати, по внутренним авиаперевозкам вы можете взыскать лишь реальный ущерб, то есть конкретную сумму, на которую реально ухудшилось ваше имущество, ваше материальное состояние. Положения об упущенной выгоде и прочее не применяются. Хотелось бы надеяться, что изложенные правила помогут вам не омрачить свой отпуск, а если такое случится, помнить, что у вас всегда есть право на судебную защиту.


Инфосправка

Что такое специальные права заимствования?

Если вы все-таки решитесь на защиту своих прав в суде, то знайте, что компенсация будет рассчитываться не в гривнах или долларах, а в Специальных правах заимствования (СПЗ). Это — искусственные платежные средства, выпускаемые МВФ. По состоянию на сегодня 1 СПЗ составляет (в пропорции): доллар США — 0,632 (44 %), евро — 0,41 (34 %), иена — 18,4 (11 %), фунты стерлингов — 0,0903 (11 %). Итого, для Украины 1 СПЗ равняется примерно 12 гривнам.

 

Деликтные обязательства при катастрофах

11 апреля этого года, выпавшего по иронии судьбы на поминальную субботу, под Смоленском разбился самолет Ту-154, на борту которого летела вся верхушка польской политической элиты во главе с президентом Польши Лехом Качинским. Понятно, что человеческая жизнь бесценна, однако, согласно международным принципам, семьям погибших подобным образом должен быть возмещен ущерб.

Не дай Бог, конечно, случаться подобным трагедиям, но все же, как отстоять свои права при нанесения вреда здоровью или причинении смерти во время авиаперелетов? Эти вопросы нужно рассматривать с двух сторон: первая – когда речь идет о международных, и вторая – когда речь идет о внутренних перевозках. В первом случае необходимо руководствоваться нормами Монреальской конвенции. Статьей 21 Конвенции отменено ограничение ответственности перевозчика за вред, причиненный смертью пассажира или тяжелым телесным повреждением, а также установлена абсолютная ответственность перевозчика независимо от его вины за вред, причиненный смертью или тяжелым телесным повреждением, не превышающий 100000 СПЗ (около $150000). Отметим, что прежняя, Варшавская, конвенция 1929 года предусматривала минимальную и максимальную компенсацию – это 20 тыс. и 75 тыс. долларов соответственно. Такие же суммы установлены и в пункте 22.5.1 приказа Госслужбы Украины по контролю за обеспечением безопасности авиации от 14 марта 2006 года ?187 «Об утверждении Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа», которая уже год как должна быть приведена в соответствии с Монреальской конвенцией, но этого еще не сделано и приказ не утратил силу. Однако это не имеет значения, поскольку в Украине действует примат международного права по отношению к национальному (то есть в любом случае необходимо руководствоваться Монреальской конвенцией, а не вышеуказанным приказом), но только касательно международных перевозок. Что же касается внутренних – п.22.5.1 вышеуказанных Правил будет применяться.

Поэтому, прежде чем лететь за границу, поинтересуйтесь у перевозчика, застрахован ли самолет, на котором вы летите, и на какую сумму. Как говорится, береженного Бог бережет.

 

Комментарии

Народный депутат Леонид Грач:

– Совершенно недавно со мной произошел вопиющий случай, когда абсолютно непостижимым образом мое право авиапассажира было нарушено. Я не смог вылететь вовремя из Симферополя в Киев одной украинской авиакомпанией. Были нарушены все мои планы, мне пришлось ведь день потратить на это и пересесть на самолет другой авиакомпании и только в конце дня улететь. Причина была очень банальна. Оказывается после праздника 8 Марта летать этой авиакомпанией нельзя – члены экипажа позволили себе ночь попьянствовать. Я публично заявил об этом случае с трибуны парламента, поэтому создал не лучший имидж этой авиакомпании, считаю, что это будет для нее серьезным наказанием. Но выставлять экономические или моральные претензии я не стал, нет времени.


Народный депутат Андрей Шкиль:

– Как и любой, человек, я, к сожалению, также сталкивался с неприятными ситуациями во время авиаперелетов. Есть одна украинская авиакомпания, с которой у меня произошел не приятный инцидент, самолет просто не вылетел в запланированный рейс. Это, разумеется, создало для меня массу неудобств, мне пришлось добираться до места назначения на поездах, ведь у меня было назначено множество встреч и были определенные планы, которые просто были нарушены. Тогда я не написал жалобу и не предъявил претензий авиакомпании, думаю, что так поступило большинство пассажиров и из-за этого, наверное, я думаю, и допускаются такие вещи.


Судья Верховного суда Украины Василий Гуменюк:

– В 2005 году в производстве палаты по гражданским делам ВСУ было дело касательно утери багажа при авиаперевозке. Пассажир подал иск к авиакомпании, ссылаясь на нормы ЗУ «О защите прав потребителей», однако в определении ВСУ указывалось, что суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на ст. 22 вышеуказанного Закона, которая регулирует судебную защиту прав потребителей. В данном случае необходимо было применять Варшавскую конвенцию, поскольку возмещение, в частности, морального вреда в Законе о защите прав потребителей не предусмотрены.


XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики