Вокруг вопроса о том, как на данный момент назначить или уволить судью с должности председателя или заместителя председателя суда, тучи сгустились еще больше. Напомним, три года назад Верховный Совет Украины «временно» урегулировал данный вопрос своим Постановлением «О временном порядке назначения судей на административные должности и увольнения с этих должностей» (от 30 мая 2007 года). Согласно с этим документом, председателя суда, заместителя председателя суда, кроме председателя ВСУ и его заместителей, назначает на должность сроком на 5 лет из числа судей соответствующего суда и увольняет с должности Высший совет юстиции на основании рекомендации: Совета судей Украины (по специализированным судам — соответствующий совет судей); председателя Верховного Суда Украины (по специализированным судам — председателя соответствующего высшего специализированного суда); собрания судей соответствующих судов; члена ВСЮ.
31 марта 2010 г. Конституционный Суд Украины обнародовал Решение, которым признал этот нормативный акт неконституционным. КСУ отметил, что, урегулировав вопрос постановлением, а не законом парламент хоть и действовал в рамках полномочий, но не тем способом, как этого требует Конституция Украины, что противоречит части 2 статьи 19 и пункту 14 части 1 статьи 92 Основного Закона Украины. Как после оглашения решения заявил председатель Конституционного Суда Украины Андрей Стрижак, полномочия по назначению и увольнению судей с админдолжностей могут принадлежать любому субъекту – как Высшему совету юстиции, так и Совету судей Украины, но парламент должен установить их именно Законом, а не другим нормативным актом, либо же внести соответствующие изменения в Конституцию, что этим должен заниматься, например, Президент Украины.
Г-н Стрижак также отметил, что на данный момент в Украине фактически нет ни председателя Высшего хозяйственного суда, ни председателя Высшего административного суда. Однако, по его словам, виноваты в том не сами судьи, а отсутствие соответствующей нормы: «Если человеку исполнилось 65 лет, и он написал заявление об отставке, но нет закона, согласно которому его можно уволить, тогда что ему делать?». Кроме того, он указал на «своевременность» решения КСУ в связи с тем, что председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко уже начал делать заявления, согласно которым вопросом назначения и увольнения судей с админдолжностей займется ВСЮ: «Я думаю, мы приняли решение вовремя, так как без него было бы еще больше нарушений при назначении председателей судов, в том числе и со стороны Высшего совета юстиции».
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем и постигнет ли этот вопрос судьба парламентского Регламента, видимо, решит судебная реформа, а именно законопроект, который уже, как известно, активно разрабатывается. Относительно того, что делать с руководством судов сегодня, Андрей Стрижак отметил: «Законом установлено, что в случае отсутствия председателя его обязанности исполняет первый заместитель или заместитель. Для этого дополнительные разъяснения нужны? Но если председатель суда не исполняет закон, что тогда делать обычным гражданам? В данном случае, когда отсутствует норма, которая регулирует этот вопрос, пусть лучше исполняет обязанности тот, на кого действующий закон возглагает эту обязанность».
Председатель КСУ также коснулся «обличительных» заявлений политиков, а именно Юлии Тимошенко, которая собралась инициировать увольнение судей Конституционного Суда в случае принятия им решения о легитимности новой парламентской коалиции, поскольку те, по ее словам, уже получили материальное вознаграждение – «миллион» за такие действия. Он отметил, что, так или иначе, судьи КСУ понимают такие заявления как прямую угрозу для себя. Кроме того, по его словам, КСУ не устанавливает легитимность или нелегитимность коалиции, а дает толкование закону. «Заявления меняются в зависимости от ситуации», — подчеркнул Андрей Стрижак и напомнил, что в свое время Президент Украины Виктор Ющенко называл деятельность Конституционного Суда «угрозой национальной безопасности Украины». Отметим, что решение КСУ по «коалиционному вопросу» будет принято в течении месяца с дня подачи представления.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»