Алексей Унковский родился 24 декабря 1828 г. в селе Дмитрюковое, Тверского уезда, доставшееся его предку от царя Василия Шуйского. По матери Унковский принадлежал к старинному дворянскому роду Морковых.
Окончив курс на юридическом факультете Московского университета, Алексей Михайлович поступил на службу в Московский главный архив министерства иностранных дел, но вскоре вышел в отставку и поселился в своем имении. Однако продолжал активную общественную деятельность. Вначале был избран депутатом дворянства от Тверского уезда, а затем – и на должность тверского уездного судьи.
В феврале 1857 г. тверское дворянство избрало его своим губернским предводителем. Представляясь Государю Александру ІІ, Унковский выказал уверенность, что «дворянство Тверской губернии будет сочувствовать отмене патриархальных отношений, ибо хорошо понимает, что нельзя оставаться с крепостным правом». На вопрос Государя, «следует ли вводить реформу одновременно во всем государстве, или постепенно, по местностям, дабы избежать беспорядков», Унковский ответил, что «скорее следует принимать меры в тех местах, где не будут вводить реформу, ибо едва ли можно ожидать бунта от человека, которого только что освободили». Настаивая на полном и немедленном освобождении крестьян, Унковский высказался против предоставления помещикам вотчинно-полицейской власти над освобожденными крестьянами. В 1858–1859 г.г. Унковский разработал проект «Положения об улучшении быта помещичьих крестьян».
Одновременно с освобождением крестьян и с наделением их землей, Унковский занимался проектами административной реформы. В частности, по одному из проектов преобразование административных учреждений страны должно было происходить на началах всесословности и самоуправления. Первой административной ячейкой должен был являться деревенский мирской сход, образуемый из членов крестьянской общины; за ним — всесословная волость, в состав которой входят крестьянские общины и личные землевладельцы; далее — уездное собрание, соединяющее в себе дворян, почетных граждан, купцов, депутатов от городских жителей и волостных собраний.
Уездному собранию проект предоставлял все местные хозяйственные дела. Во главе волости должен был стать выборный волостной попечитель, во главе уезда — выборный общесословный уездный предводитель. Другие предложения проекта касались отделения судебной власти от административной и полицейской, введения суда присяжных и выборного судебно-мирового института, установления непосредственной, не обусловленной согласием начальства, ответственности чиновников перед судом за все нарушения закона, т. е. за все преступления по должности.
Такая активность оказалась не по нутру правительству, и Унковский был вынужден оставить занимаемые посты. Оставаясь в Твери как частное лицо, он все же продолжал интересоваться вопросами, имевшими отношение к крестьянской реформе. Совещания по этим вопросам нередко происходили в присутствии местного губернатора и жандармского полковника, всегда защищавших Унковского; тем не менее многочисленным политическим врагам Унковского удалось представить роль его в этих совещаниях преступной. 15 февраля 1860 г. Унковский сослан был в Вятку, откуда отправил Государю письмо, в котором доказывал легальность всех своих поступков и жаловался, что ни перед удалением от должности предводителя, ни перед ссылкой не был никем допрошен. В сентябре 1860 г. Унковскому был разрешен выезд из Вятки, а в октябре дано было право жить всюду, кроме Петербурга. Унковский поселился в Москве.
Весной 1861 г., вскоре по объявлении «воли», Унковский приложил свою опытность в крестьянском деле к ведению целого ряда процессов по недоразумениям между крестьянами и помещиками, причем ему всегда приходилось защищать, и весьма успешно, крестьянские интересы. Наибольшую известность получили выигранные им процессы против княгини Черкасской, графа Д.А. Толстого, графинь Сантис. В короткое время Унковский выиграл 18 таких дел, после чего, в 1862 г., ему было запрещено заниматься крестьянскими делами.
Позже Унковский работал в «Московских Ведомостях» В.Ф. Корша, «Современнике», «Вестнике Европы», «Санкт-Петербургских Ведомостях», «Отечественных Записках», помещая в них статьи по крестьянскому вопросу, а также о предстоявшей тогда судебной реформе. Под своей редакцией и на свои средства Унковский издал в переводах с английского — «Опыт теории косвенных улик» Уильза, с немецкого — «Руководство к судебной защите» Миттермайера, «Уголовное судопроизводство Англии, Шотландии и Северной Америки», его же, и «Судебную медицину» Шауэнштейна. В «Современнике» (1863, ? 5) Унковский напечатал статью «О преобразованиях по части прямых налогов», в которой доказывал необходимость и возможность введения в России подоходного налога и желательность определения и раскладки его самими плательщиками.
В декабре 1865 г. Унковский занял должность управляющего нижегородской контрольной палатой, где проявил свою обычную энергию в раскрытии злоупотреблений казенными кредитами, но уже в октябре 1866 г. вступил в корпорацию Петербургских присяжных с общественными интересами. Он вел процесс Харьковского земства против железнодорожного деятеля Полякова и взыскал с него обещанную им сумму на устройство Харьковского технологического института. Уже в начале своей адвокатской деятельности Унковский был избран в члены совета и в течение нескольких лет был его председателем. Как присяжный поверенный Унковский пользовался общим уважением. Доверие суда и публики к нему было так велико, что сам факт принятия им того или другого дела под свою защиту был для них указанием на правоту дела.
Унковский скончался в Петербурге 20 декабря 1893 г.
Отзывы современников
«…Я бы назвал Унковского святым»
Писатель, публицист М.Е. Салтыков-Щедрин и общественный деятель A.M.Унковский родились в Тверской губернии. На протяжении многих лет жизни этих двух незаурядных людей связывали приятельские отношения. Их знакомство началось в 40-е годы в Петербурге в Царскосельском лицее. Оно позднее переросло в дружбу. Салтыков-Щедрин часто бывал в доме Унковского, где читал свои новые произведения. Писатель ценил мнение своего друга, прислушивался к его критическим замечаниям. Салтыков приходил к Унковскому и «в самые трудные минуты, когда его душевное состояние почему-нибудь доходило до крайнего напряжения»
В.И.Танеев, брат композитора С.И.Танеева, так отзывался об Унковском: «Он был прост и добродушен... Я бы назвал Унковского святым... И не я один смотрел на Унковского как на лучшего из людей. Все смотрели на него как бы с благочестием... «По воспоминаниям жены Унковского, Анастасии Михайловны, в доме Унковского часто музицировали. Даже М.А. Балакирев, серьезно относившийся к домашним концертам, посещал такие вечера. Исполняемые программы были сложными. Так, все члены семьи Унковского целиком исполняли оперу Глинки «Руслан и Людмила».
Роль Унковского в появлении суда присяжных
Неожиданное появление суда присяжных должно было поразить не один народ, только что сбросивший с себя узы рабства. Долгое время суд присяжных имел характер запретного плода. Когда в 1862 г. опубликованы были основные положения судебной реформы, и в том числе суд присяжных, человек образованный, с передовыми взглядами, академик Никитенко с умилением заносил в свой дневник, что если бы в недавнее николаевское время кто-нибудь помечтал бы о подобных предметах и мечта его сделалась бы известна начальству, он неминуемо попал бы либо в крепость, либо в сумасшедший дом.
Инициатива суда присяжных, как и самого освобождения крестьян, по признанию самих славянофилов, шла из лагеря либеральных западников. Первый, кто осмелился публично заговорить о таком предмете, как суд присяжных, был известный деятель крестьянской реформы Тверской губернии, предводитель дворянства A.M. Унковский, предложивший еще в 1858 г. в крестьянском комитете в числе других реформ и суд присяжных. Возражая против довода о недостаточной развитости русского народа для выполнения обязанностей присяжного заседателя, Унковский писал: «Что значит народ недостаточно развит, и какая нужна степень развития для наглядного суждения по совести и здравому смыслу? Присяжным именно это только и нужно, a русский народ, конечно, не имеет недостатка ни в здравом смысле, ни в добросовестности. Неужели наш народ менее развит, нежели английский в XIII столетии? Англичане ввели суд присяжных и в Новой Зеландии. Неужели наш народ ниже новозеландских дикарей? Суд присяжных — суд гласный и по совести — требует в судьях гораздо менее умственного развития и образования, нежели всякий другой суд, a тем более наше сложное судопроизводство; поэтому можно скорее сказать, что у нас возможен только суд присяжных и менее возможно настоящее сложное судопроизводство. Устройте самостоятельный суд и при том присяжный (потому что другого независимого суда нет и быть не может) и те же люди, которые только снимают шубу с почетных, посетителей и прикладывают печати, окажутся способными к произнесению приговоров; это ясно как день, и противиться этому благодетельному учреждению могут только те, которым бессудность и безнаказанность выгоднее».
Хотя мысль о суде присяжных была встречена в 1859 г. правительством недружелюбно, но она не заглохла. С осени 1861 г. после освобождения крестьян возобновились работы по судебной реформе. И когда в 1861 г. государственная канцелярия приступила к пересмотру проектов судебной реформы, почва для введения суда присяжных уже была достаточно подготовлена.