Статья 5 Конституции Украины определяет, что единственным источником власти является народ Украины. Конституционный Суд в 2005 году своим Решением ? 6-рп/2005 трактовал это положение таким образом, что «в Украине вся власть принадлежит народу. Власть народа является первичной, единственной и неотчуждаемой и осуществляется народом путем свободного волеизъявления через выборы, референдум, другие формы непосредственной демократии, в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, формующие в соответствии с Конституцией и законами Украины». Но если с выборами и референдумами все ясно, то вопрос, что понимать под реализацией власти народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и остался «за кадром».
В мире уже давно ответили на этот вопрос — механизмом реализации власти народа через госорганы является, в частности, институт лоббирования (или лоббизма). Термин «лоббизм» происходит от английского слова «lobby», которое означает вестибюль, прихожая, кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в XIX веке в США. В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали, часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и обещали — чаще всего не бескорыстно, а за деньги — выполнить обещание. Так термин «лоббирование» стал обозначать «покупку голосов».
Что такое лобби?
Сегодня же, «лоббизм» — термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств или монополий, организованных групп при законодательных органах, которые осуществляют давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах организаций, которые эти группы представляют. Отметим, что лоббизм неоднозначно оценивается в обществе, имеет как легальное, так и теневое, содержание. Если говорить о втором содержании, то, как правило, здесь лоббизм отождествляется с понятиями «блат», «протекционизм» и «телефонное право».
Однако нет худа без добра, и в США лоббизм интерпретировали по-своему, осветив его исключительно как «метку демократии». Например, в США граждане объединяются в ассоциации, которые защищают их права, осуществляя деятельность лоббизма в Конгрессе и организовывая кампании в пользу или против тех или иных мероприятий, которые касаются их интересов. Более того, в США лоббизм является профессией, которая закреплена на законодательном уровне, в «Акте об открытом лоббировании». Лоббизм — это легализированная коррупция, ведь представительство интересов тех или иных граждан лоббистами-профессионалами (получившими соответствующее разрешение, зарегистрировавшись в Конгрессе) осуществляется, во-первых, за плату, а во-вторых, посредством своих связей в Конгрессе, Сенате и пр. У нас это называется простым словом «блат». А в США это бизнес. Детально регламентированный, с прозрачным налоговым учетом и строгой разрешительной процедурой.
В США выделяют такие формы лоббизма, как выступления на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон; составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента; а также личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам и тому подобное.
Отметим, что во Франции, равно как и в Австрии и Голландии, пошли путем создания соответствующей структуры – специального института социально-экономического совета, который имеет четкий юридический статус, выполняет роль своеобразного парламента лоббизма. Он выступает в качестве консультативно-совещательного органа, имеет право решающего голоса в законотворческом процессе. Но этот подход далек от совершенства, так как остаются неурегулированными вопросы, какие группы лоббизма могут и должны быть представлены в этом органе, каким образом учитывать изменения существующих в стране групп лоббизма и пр.
Протекционизм по-украински
Возникает резонный вопрос, почему в Украине явление лоббизма фактически существует, но его юридическая природа и, собственно, регулирование не обозначены на законодательном уровне?
Если явление характерно даже для таких эталонов демократии, как США, то значит, что искоренить это невозможно. Так почему загонять в тень то, с чем невозможно бороться, тем более, если можно использовать этот институт во благо? Отметим, что 22 апреля 2009 года распоряжением Кабинета Министров Украины была одобрена Концепция проекта Закона Украины «О влиянии общественности на принятие нормативно-правовых актов». Этим актом на Министерство юстиции Украины возлагалась обязанность до конца 2009 года разработать и подать на рассмотрение парламента законопроект, в котором будут учтены обязательные требования, в частности определение понятий «лоббизм», «деятельность по лоббированию», «субъекты лоббирования» и пр.
В Концепции указано, что лоббисты и объединения лоббизма исполняют важную функцию посредников между гражданами, институтами гражданского общества, субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти, информируя указанные органы об интересах различных социальных групп населения, состоянии дел в разных сферах общественной жизни. Лоббирование выполняет функцию организационного упорядочения плюрализма общественных интересов. «К тому же, лоббирование является особенным механизмом обратной связи, что дает возможность общественно оценить результаты реализации государственной политики», — сказано в Концепции.
Однако законопроект не был разработан, как того требовала Концепция, а в Минюсте, который должен был заниматься этим вопросом, отказались комментировать ситуацию. И хотя вопрос действительно важен, некоторые уважаемые юристы (например, председатель Киевской областной КДКА Петр Бойко) считают, что лоббизм – второстепенный вопрос, а сегодня в первую очередь необходимо реформировать судебную систему. Мы спросили и других представителей разных ветвей власти, что они думают по этому поводу.
Галина Палийчук,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии
Народный депутат Украины Валерий Бондик:
– Моя точка зрения такова, что фактически каждый народный депутат - это и есть лоббист. К примеру, на днях я вернулся из округа, где встречался с офицерами, которые 20 лет прослужили в армии и стоят в очереди на получение квартиры. Министерство обороны Украины перечислило деньги строительной компании, которая путем махинаций квартиры не сдала. Отсюда вопрос: как мне правомерно добиться соблюдения прав этой категории военнослужащих, которые должны получить жилье?
Ответ на поставленный вопрос: для этого нужно принять Закон о лоббизме. Но при этом, лоббизм должен быть здоровым, разумным и только в рамках и норм закона. Субъектами лоббизма должны стать народные депутаты, а не какие-либо другие организации и структуры, поскольку в данном случае мы столкнемся с таким явлением, как корпоративный интерес. А там, где есть корпоративный интерес – есть и коррупция.
Судья Высшего административного суда Украины Михаил Смокович:
– Я считаю, что Закон о лоббизме нужен, ведь явление лоббизма объективно существует в Украине, и оно уже никуда не исчезнет, поэтому нуждается в унормировании на законодательном уровне. Это закономерно и всегда происходит со всеми общественными явлениями, которые возникают на каком-либо этапе развития общества.
Касательно субъектов лоббирования, то я думаю, что круг этих субъектов должен быть довольно широким. Но в то же время мы должны определить место лоббизма – оно может быть не только в Верховном Совете Украины, но и советах областей, городов Киева и Севастополя и даже в советах нижнего уровня. И все это необходимо предусмотреть в законе. В частности, на государственном уровне субъектами лоббирования должны стать соответственные госорганы, а на уровне местных советов – этими субъектами могут быть также общественные объединения и организации.