Сложные решения Конституционному Суду приходится принимать практически всегда. И за это его не очень то и любят. В свое время один из Президентов Украины сгоряча даже назвал Суд «угрозой национальной безопасности страны». Однако все время КСУ удавалось принять юридически верное решение, которое по возможности расставляло точки над «i».
Но вот наступил тот день, когда Суд будет вынужден выбирать между «духом и буквой» Конституции, решая, легитимна ли нынешняя коалиция. Такой вопрос возник, потому что в коалицию ПР, КПУ и Блока Литвина «Стабильность и реформы», кроме депутатских фракций, входят и отдельные депутаты из других фракций, что последним, конечно же, не нравится. Так вот, с одной стороны, Суд еще 17 сентября 2008 г. (решение ? 16-рп/2008) рассказал о том, каков должен быть порядок формирования коалиции. Причем об отдельных депутатах как субъектах коалиционного соглашения тогда никто даже не упоминал. И отступать от того решения КСУ никак не может, поскольку возникнет правовая вакханалия – одно решение Суда будет противоречить другому. Причем именно того Суда, решения которого вступают в силу с момента оглашения и обжалованию не подлежат. С другой – нынешняя политическая и экономическая ситуация в стране такова, что принимать решение о нелегитимности коалиции просто опасно. Начнутся волнения в стране, вспыхнут с новой силой разговоры о том, что судебная система насквозь коррумпирована, снова придется изыскивать огромные средства для проведения повторных выборов в парламент.
Как отмечают в пресс-службе главы государства Виктора Януковича, «если КСУ примет решение, ставящее под сомнение легитимность коалиции, Президент готов объявить новые парламентские выборы». При этом сам Президент заявляет следующее: «Я очень хочу, чтобы КСУ принял позитивное решение, чтобы у нас была стабильность и не было внеочередных выборов, чтобы мы имели возможность хотя бы два с половиной года поработать до следующих выборов». Чтобы окончательно разобраться в том, насколько реальна перспектива проведения досрочных выборов в парламент, необходимо прежде всего проанализировать те положения Основного Закона, которые Конституционный Суд уже изучил в 2008 г.
Итак, осенью 2008 года КСУ на просьбу депутатов дать официальное толкование положений ст. 83 Конституции определил, что в коалицию депутатских фракций должно входить большинство народных депутатов от конституционного состава ВР (иначе, 226 человек). Примечательно, что спровоцировали «то дело» действия НУ-НС и БЮТ, которые 6 июня 2008 года, сформировав Коалицию демократических сил, объявили о своем выходе из состава коалиции депутатских фракций в ВР, в результате чего ее количественный состав уменьшился до числа народных депутатов, менее чем определено в Конституции. Более того, депутаты просили Суд дать им ответ на вопрос: распространяется ли требование относительно формирования коалиции депутатских фракций в ВР народными депутатами Украины при условии, если в нее входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава ВР на весь период деятельности (функционирования) коалиции или только на момент ее формирования? Следует обратить внимание, что основной акцент в деле-2008 все же стоял не на толковании понятия «субъект коалиции»» (ст. 83 Конституции), а на численности депутатов, входящих в коалицию, и на связанном с этим порядке прекращения деятельности коалиции. И тем не менее доводы субъектов права на конституционное представление заслуживают внимания, так как еще раз демонстрируют политику «двойных стандартов и двойной морали» нынешней оппозиции. В частности, заявляя ходатайство, депутаты обозначили «определяющую роль в процессе образования, функционирования и прекращения полномочий коалиции депутатских фракций в ВР именно народного депутата Украины, а не депутатских фракций». Сегодня же точка зрения представителей этих сил кардинально изменилась. Они настаивают на позиции формирования коалиции фракциями и только, сведя «к нулю» роль депутата. Именно об этом на днях высказался Сергей Власенко (БЮТ): «Субъектом коалиции является только фракция!»
Вернемся же к Решению КСУ 2008 года. Уже тогда КСУ, проанализировав соответствующие положения Конституции, сделал вывод: «Обозначенный анализ дает основания для вывода, что Конституция Украины определила субъекты формирования коалиции – депутатские фракции». Вроде бы, все ясно и четко. Вот только все в той же мотивировочной части Решения Суд установил, что «согласно ч. 6 ст. 83 Конституции Украины в Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины». Иными словами, это означает, что Суд, устанавливая истину, позволил себе «оговориться». Кто знает, может быть «оговорка» была допущена умышленно? Как бы то ни было, именно эта фраза может стать той «зацепкой», которой (скорее всего) решили воспользоваться депутаты ПР, попросив Суд еще раз дать официальное толкование ст. 83, учитывая изменившееся законодательство.
Какое же решение ожидать Украине? К каким последствиям это приведет?
Вариант 1. Если предположить, что КСУ признает невозможность формирования парламентской коалиции с участием «тушек», то, на первый взгляд, это означает незаконное формирование коалиции, а значит, и незаконность самой коалиции. Более того, следствием деятельности незаконной коалиции будет выступать незаконное правительство. Нужно ли это Украине? Пожалуй, можно согласиться с мнением политолога Владимиром Фесенко, который считает, что, «скорее всего, КСУ будет искать компромиссное решение… КСУ не даст конкретного ответа относительно конституционности формирования нынешней парламентской коалиции. Возможно, будут советы по урегулированию проблем участия внефракционных депутатов, а также депутатов, которые хотят присоединиться к коалиции на индивидуальной основе».
И, наконец, самое главное – действующее законодательство не предусматривает отставки правительства из-за решений КСУ. Часть 2 ст. 61 ЗУ «О Регламенте ВР» гласит, что новая коалиция (в том случае, если КСУ признает действующую незаконной) должна быть сформирована в течение одного месяца со дня прекращения деятельности предыдущей. Если же этого не произойдет, то согласно ст. 90 Конституции Украины Президент лишь имеет право, но не обязан, досрочно приостановить полномочия ВР. Конечно же, о роспуске правительства сейчас не может быть и речи, поэтому Виктор Янукович, что бы он не говорил, скорее всего, не воспользуется своим правом и не станет распускать парламент.
Вариант 2. Если КСУ признает возможность формирования коалиции при участии внефракционных депутатов, то в Украине появятся два окончательных и не подлежащих обжалованию конституционных решения, противоречащие друг другу. Думается, основанием для такого решения могут быть позиции судей, настаивающих на «аксиомах» демократии. Таким примером может стать взгляд на эту проблему судьи КСУ П.М. Ткачука (по делу 2008-го), который отдельным мнением по решению о коалиции указал, что ВР – это представительский орган государственной власти, формирующийся из 450 народных депутатов, представляющих интересы народа. «Конституция Украины закрепила обязательную организационную принадлежность народных депутатов Украины к фракции политических партий, от которых они были избраны. Обязательной принадлежности народного депутата к коалиции Основной Закон Украины не закрепил».
Не кажется ли вам, что число «два» для Украины приобретает некий кармический смысл: две политические силы, две печати ВАСУ, два решения КСУ? Но, опять же, на работу ВР и КМУ такое решение может не повлиять, так как решения КСУ не являются основаниями для прекращения деятельности названных госорганов.
Вариантом 3 может стать позиция КСУ, предлагающая доработать действующее законодательство в отношении внефракционных депутатов и их вхождения в коалицию (как это было в случае прекращения деятельности коалиции в деле 2008-го года). Хотя, как знать, быть может, КСУ преподнесет сюрприз, вынеся решение, которое никто и не мог предположить?
Юлия Габдуллина, Сергей Козлов
Комментарии
Каким будет решение Конституционного Суда относительно законности существующей коалиции?
Народный депутат Ярослав Сухой (фракция ПР):
– Я предполагаю, что решение Конституционного Суда будет именно таким, как это предусмотрено ст. 83 Конституции. Напомню, что действительно коалиция формируется фракциями, но в коалиции должно быть конституционное большинство, то есть 226 человек. Поэтому лично я убежден, что решение Конституционного Суда удовлетворит обе стороны. Но если будет принято решение, что нынешней коалиции нет, если гипотетически предположить, что оно будет таким, то ничего страшного в этом не будет. Мы готовы идти на перевыборы. С этим у нас нет никаких вопросов.
Народный депутат Андрей Кожемякин (фракция БЮТ):
– Я ожидаю только конституционного решения суда. Но, к сожалению, у меня есть такая информация (и она, скорее, достоверна чем недостоверна), что Конституционный Суд примет неконституционное и незаконное решение. На данный момент их уже два. Одно позволяет создавать коалицию с внефракционными депутатами — но принятие такого решения маловероятно. Второе решение, которое и примет Суд, — это то, что коалицию можно создавать, но для этого необходимо направить в Конституционный Суд представление за подписью 150 народных депутатов и чуть-чуть подправить Конституцию. И так оно и будет. Могу вас заверить, что в случае неконституционности решения суда наши действия будут адекватными и конструктивными, при этом в рамках закона.
Народный депутат Олесь Доний (фракция НУНС):
– Дело в том, что Конституционный Суд в Украине всегда поддавался влиянию действующей власти и, как правило, принимал решения, выгодные ей. Потому нет сомнений, что и сейчас происходит ориентация на власть. Тем более, как КС может принять другое решение, чем уже принимал?! Все зависит от пожеланий Президента и партии регионов. На сегодня перевыборы парламента ПР не нужны, ведь ВР принимает решения, необходимые для ПР, большинство депутатов ориентированы на Виктора Януковича. То есть смысла в перевыборах для этих депутатов нет. Другое дело, если после анализа необходимых законодательных изменений может быть получено оптимальное для ПР избирательное законодательство. Тогда может появиться ориентир на перевыборы и под это может верстаться решение Конституционного Суда. Но сейчас, пока изменений в избирательное законодательство нет, в перевыборах ПР не заинтересована.
Народный депутат Леонид Грач (фракция КПУ):
– Вы знаете, я уже не помню фамилию того советского киногероя, который воскликнул, что наш суд — самый гуманный и справедливый суд в мире! Я убежден, что самый справедливый Конституционный Суд Украины подтвердит, что коалиция именно в таком составе имеет право жить. Поэтому все будет хорошо. Так будет по той простой причине, что у нас правосудие не отделено от политики. Верховная Рада не просто останется в таком составе — не будет внеочередных выборов. Коль суд зависим от политической ситуации, то другого решения не примет. Если гипотетически предположить, что Конституционный Суд примет решение о нелегитимности нынешней коалиции, то Верховная Рада будет вынуждена пойти на свое переизбрание.