Законом Украины от 29.11.2001 г. ?2864-III «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» введен мораторий на применение принудительной реализации имущества государственных коммунальных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25%.
Под принудительной реализацией имущества предприятий (исключительно для целей этого Закона) следует понимать отчуждение объектов недвижимого имущества и других основных средств производства, которые обеспечивают осуществление производственной деятельности этими предприятиями, а также акций (частей, паев), которые принадлежат государству в имуществе других хозяйственных обществ и переданные в уставные фонды этих предприятий. При этом такое отчуждение осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника по решениям, которые подлежат выполнению Государственной исполнительной службой, или продаже имущества в процессе осуществления дела о банкротстве.
Следует заметить, что мораторий не распространяется на принудительное отчуждение имущества государственного предприятия, которое находится в налоговом залоге. Также не следует забывать, что кредиторы могут получить удовлетворение из оборотных средств госпредприятия (производственных запасов, товарной продукции, денежных средств на банковских счетах). Еще один нюанс состоит в том, что мораторий наложен лишь на принудительную реализацию имущества. Законной является добровольная передача госпредприятием своего имущества кредитору (не распространяется на государственные акционерные общества и коммунальные предприятия).
Тем не менее, указанный выше Закон принимался лишь как временное мероприятие, о чем свидетельствуют его формулировки: «до усовершенствования механизма принудительной реализации имущества», «в месячный срок подать законопроект, в котором предусмотреть совершенствование механизма принудительной реализации имущества предприятия». Однако со времени его принятия прошло 8 лет, однако до сих пор мораторий не снят, а действие «охранной грамоты» распространяется на все хозяйственные общества, в уставном фонде которых часть государства составляет не менее 25%.
Безусловно, на момент принятия мораторий сыграл определенную позитивную роль, позволив затормозить скрытую приватизацию путем искусственного банкротства объектов госсобственности. Однако после его внедрения стали накапливаться серьезные отрицательные для экономики эффекты. Одним из аргументов для отмены моратория на банкротство госпредприятий является необходимость разблокировать сотрудничество государственного сектора с коммерческими банками, которые не хотят иметь дело с государственными предприятиями (залог которых имеет условное значение).
В апреле 2007 г. правительство поддержало проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы (относительно совершенствования процедуры банкротства)» предусматривающий усовершенствование всех процедур банкротства и санации ДКП, тем самым инициирующий снятие моратория на принудительное банкротство ДКП.
Ключевые нормы законопроекта:
1) отмена моратория на принудительную реализацию имущества;
2) документ фактически приравнивает процедуру банкротства госпредприятий к механизму приватизации, при этом оценку предприятия, выставляемого на продажу за долги, предлагается провести по процедуре, которую устанавливает ФГИУ (при «классической» теневой приватизации фирмы-оценщики объявляли о своей ликвидации сразу после реализации «темы» — например, продажи активов «Донбассэнерго»);
3) продажа за долги только целостных имущественных комплексов для недопущения разворовывания ДКП;
4) ужесточение регулирования деятельности арбитражных управляющих, в частности, ежегодное повышение квалификации и ограничение на количество объектов в управлении;
5) введение правила, по которому, мировое соглашение не может предусматривать списания долгов, кроме пени и штрафных санкций, если свыше 50% долгов ДКП принадлежат госорганам (ГНАУ, Пенсионному и социальному фондам);
6) жесткие требования по социальной защите освобожденных работников (согласование их с профсоюзами).
В связи с этим хотелось бы озвучить некоторые пожелания и предостережения.
Во-первых, отмена моратория на отчуждение имущества ДКП желательна лишь после старта работы нового механизма банкротства в тестовом режиме. Реализация имущества госпредприятий-банкротов должна проходить в виде приватизационного конкурса.
Во-вторых, до снятия моратория следует закончить инвентаризацию и аудит всех объектов госсобственности, а также решить задачи по оптимизации управления госсобственностью.
В-третьих, следует заранее оценить, банкротство каких компаний можно ожидать после снятия моратория
И наконец, снимать мораторий необходимо комплексно, в пакете с изменениями действующего законодательства.
Банкротство государственных коммунальных предприятий:
проблемы и способы их решения
Проблема 1. К открытию судом производства в деле о банкротстве ни кредитор, ни трудовой коллектив или другие возможные участники процесса, не могут требовать проведения Госдепартаментом по вопросам банкротства экспертизы финансового состояния предприятия, которое имеет признаки стойкой неплатежеспособности.
Решение 1. К открытию производства в деле о банкротстве любое лицо, которое формально связано с потенциальным банкротом, может обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении законности действиями руководства предприятия, в результате чего, по его мнению, нарушаются его экономические, социальные права, в котором указать обстоятельства нарушения этих прав.
Проблема 2. Сложность получения денежных средств из госструктуры легальными способами. Нередко государственная организация пытается включить в договор пункт об альтернативных, не денежных расчетах с контрагентом (например, расчет недвижимостью или частью основных фондов). Но принудительное выполнение такого пункта договора явно невозможно, поскольку действующее законодательство содержит прямой запрет на взыскание недвижимого имущества и основных фондов госпредприятий. Следовательно, ни один суд не вынесет решение о передаче госимущества кредитору.
Решение 2. Обращение в суд с просьбой обратить взыскание не на имущество, как это предусмотрено договором, а на денежные средства должника. В качестве обеспечения иска привлекать исключительно денежные средства, которые находятся на счетах должника.
Проблема 3. Санация, план которой утверждается постановлением хозяйственного суда, фактически представляет собой передачу имущества предварительно выбранному инвестору. Санацию часто используют, чтобы обойти Закон ? 2864-III, поскольку на продажу имущества в период санации действие моратория не распространяется. Сложность для «санаторов» заключается в необходимости реализовать имущество должника лишь через открытый аукцион (могут принять участие все желающие, а побеждает тот, кто предложит наибольшую сумму за лот). Посему создаются ограничения доступа к аукциону. С этой целью распорядители имущества назначают конкурс за очень малый срок (в течение которого другие покупатели даже не успевают хотя бы осмотреть имущество); в регионе, отличающемся от местонахождения имущества, и в достаточно закрытом режиме (представители неожиданных покупателей не могут попасть в помещение, где осуществляются «закрытые» открытые торги).
Решение 3. Усовершенствовать правила проведения открытых аукционов для избежания злоупотреблений со стороны «санаторов». Привлекать к их проведению представителей Фонда госимущества.
Проблема 4. Непривлекательность досудебной санации. Досудебная санация регулируется органом управления соответствующего госпредприятия и, соответственно, может быть изменена решением этого органа без предыдущего согласования с инвестором. Не проявляют интерес к санированию госпредприятий частные инвесторы, хотя еще 17.03.2000 Постановлением КМУ ? 515 был утвержден «Порядок проведения досудебной санации госпредприятий», которым разрешено участие частных инвесторов в возобновлении платежеспособности госпредприятий.
Решение 4. Досудебная санация могла бы стать действенным механизмом в случае координации действий всех государственных органов в этом процессе. Таким госорганам необходимо выработать план общих мероприятий, для максимально эффективного осуществления процедуры банкротства, а там, где дело о банкротстве еще не открыто, предпринимать меры относительно поддержки госпредприятия.