Современные сферы применения аукционной торговли
Как известно, появление аукционов связано с желанием собственника выгоднее продать свое имущество.
Общие понятия об аукционе
Аукцион (от латинского auctio – продажа с публичного торга) – это продажа таких товаров, которые имеют индивидуальные качества и ценности. Их реализация осуществляется с публичного торга в определенном месте и в определенное время. Также аукцион можно понимать как публичную продажу товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая осуществляется согласно установленным правилам и требованиям. Объект продажи покупается победителем аукциона.
Существует несколько видов аукционов.
Английский аукцион (англ. – «English auction») – самый популярный вид аукционов. Он предусматривает, что покупатели поэтапно увеличивают цену за товар до тех пор, пока не останется один аукционер – победитель. Голландский аукцион (англ. «Dutch auction») – вид аукциона, на котором торг начинается с максимально допустимой цены товара и проводится с ее уменьшением до того момента пока не найдется покупатель, готовый купить товар по объявленной цене. Таким образом, аукционная торговля – вид рыночной торговли, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль от сделки, использует конкуренцию нескольких покупателей, которые участвуют в продаже. При этом продавец имеет право установить на свое усмотрение стартовою цену товара, которая увеличивается в процессе торга до своего максимального уровня, исходя из платежеспособности и интереса участвующих в продаже покупателей.
Отличительными чертами аукционной торговли являются: 1) продажа товара (независимо от его количества) с четко установленными индивидуальными характеристиками, свойствами, которые не подлежат стандартизации; 2) предварительный осмотр (в особых случаях назначается экспертиза) аукционных товаров; 3) публичность, то есть все заинтересованные лица имеют право в установленном порядке принимать участие в аукционной торговле.
Это общие черты, которые характерны любому аукциону. К сожалению, законодательство Украины имеет свой особый взгляд на аукционы и аукционную торговлю.
Национальные особенности аукционной торговли
Прежде всего, следует отметить, что единственного терминологического аппарата в сфере аукционов законодательством не предусмотрено. Тем не менее, общие черты прослеживаются. Так, согласно приказу Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка реализации арестованного имущества» от 15 июля 1999 года ? 42/5 аукционом является продажа имущества, владельцем которого становится покупатель, который в ходе торгов предложил за него наивысшую цену. Схожие по смыслу определения содержатся в постановлениях Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка отчуждения объектов государственной собственности» от 6 июня 2007 г. ? 803, «Об утверждении Порядка проведения в 2008 году земельных аукционов» от 17 апреля 2008 г. ? 394, «Некоторые вопросы проведения земельных аукционов» от 22 февраля 2008 г. ? 90.
В современных условиях в Украине аукционы получили практическое применение в следующих сферах: 1) отчуждение объектов государственной собственности; 2) привлечение инвестиций государственными предприятиями, учреждениями и организациями; 3) продажа специальных разрешений на пользование недрами; 4) продажа земельных участков государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации; 5) валютная интервенция Нацбанка Украины; 6) продажа объектов, подлежащих приватизации, вместе с земельными участками государственной собственности; 7) реализация недвижимого военного имущества Вооруженных Сил; 8) продажа права требования за просроченной задолженностью юридических лиц-резидентов относительно возмещения расходов Государственного бюджета Украины, связанных с выполнением гарантийных и кредитных обязательств Кабинета Министров Украины; 9) продажа нефти, газового конденсата, природного газа и угля; 10) торговля антикварными вещами; 11) реализация арестованного имущества; 12) продажа имущества, которое перешло в собственность государства; 13) регулирование деятельности фондовых бирж и торгово-информационных систем; 14) таможенные аукционы; 15) продажа имущества структурных подразделений государственных угледобывающих предприятий; 16) продажа активов в счет погашения налогового долга должника в процедурах банкротства; 17) продажа объектов недвижимого имущества, которые находятся в налоговом залоге, в счет погашения налогового долга налогоплательщика; 18) реализация предмета ипотеки; 19) продажа в процедуре санации имущества должника как целостного имущественного комплекса.
Проведение аукциона состоит из трех стадий (этапов): подготовительная стадия (подготовка и объявление аукциона); аукционные торги; окончание аукциона и реализация его результатов. Каждая стадия организационно обособлена, имеет конкретное начало и окончание, самостоятельное процессуальное значение. Но все стадии являются единым неразрывным процессом, потому нарушение, допущенное на любой стадии, может быть основанием для признания недействительным всего аукциона.
По результатам юридического анализа, приходится констатировать, что законодательная база для аукционов сформирована бессистемно, в результате чего законодательство относительно аукционов содержит противоречия и несогласованности, отсутствует единственный терминологический аппарат. Эти недостатки свидетельствуют о том, что необходимо разработать комплексный закон, который урегулирует отношения относительно организации и проведения аукционов, признания результатов аукциона недействительными.
Юрий Мележик,
адвокат, г. Киев