Бонусы от МТС и LIFE ставят в тупик клиентов мобильной связи
Поводом к этой статье послужили неоднократные обращения (жалобы) наших читателей на качество услуг, предоставляемых украинскими операторами мобильной связи.
Буквально после новогодних праздников к нам обратился абонент МТС, который рассказал о «прелестях» общения с оператором по вопросу так называемого СМС-пакета. Абонент заказал услугу и, понятное дело, оплатил ее, ему были предоставлены смс-ки, но в ограниченном объеме. Только пообщавшись, заметьте, повторно с оператором, он установил, что услуга предоставляется пропорционально дням месяца. Мы провели небольшое расследование, в ходе которого было установлено, что довольно продолжительное время абоненты МТС Украины информируются о преимуществах очередного пакета – 200 смс за 20 грн., 100 – за 15 и т.д. Многие в канун новогодних праздников воспользовались выгодным предложением, разумеется, с целью экономии средств для поздравления многочисленных знакомых и родственников. На деле же подтвердилась известная поговорка о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке.
Итак, на главной страничке сайта МТС всех жаждущих сэкономить клиентов поджидает надпись: тариф в гривнах с учетом НДС без ПФ. Далее компания указывает, что при заказе такого пакета, дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% стоимости услуги без учета НДС. Давайте проведем нехитрые арифметические просчеты. К стоимости пакета (с НДС) 20 гривен, добавим 7, % от 20 гривен, получаем 21 гривну 50 копеек. Да что такое 1,50 грн. в наше время? Ведь дается возможность «на шару» отправить 200 (!) смс. Вычитав на том же сайте информацию о сроке действия пакета, продолжаем радоваться – 30 дней со дня заказа услуги. Далее последовали нехитрые телодвижения по нажатию кнопочек на мобильном телефоне, и – ура: пакет ваш. Настрочили и отправили 200 поздравительных SMS-ок, а остаток на счете опускает вас с небес на землю — со счета сняли все деньги! А где же обещанные 21,50 грн.?
Понятное дело, что следующий шаг – звонок оператору, который милым голосом сообщает, что все заказанные SMS-ки вам и предоставлены, но пропорционально количеству дней в месяце. По грубым подсчетам получается, что вам разрешается отправить в день до 6,7 посланий. Перебор с письменами тарифицируется по цене вашего основного пакета. Кстати, воспользоваться пакетом можно только тогда, когда на счету не останется абонентской платы. Похожие игры имеют место при различных бонусных акциях, но в нашем случае сама компания называет это пакетом.
Кстати, наш герой (потерпевший абонент) перед подключением пакета уточнил у оператора МТС условия заказа смс-пакета. Ответ был получен обнадеживающий: «Можно использовать все СМС за один раз». Правда, после длительных переговоров с администрацией МТС жалоба была рассмотрена, «несведущий» оператор перезвонил и извинился за недостоверную информацию, деньги пообещали вернуть… Вот только что-то до сих пор на счет владельца они так и не поступили.
Еще один вопиющий пример, мягко говоря, сомнительных мобильных услуг, привела нам наша читательница. Она уже долгое время пользуется услугами мобильного оператора Life. Сама компания рассылает рекламные тексты возможных услуг, среди которых названа услуга развлекательного портала – «funocean». Как и полагается, в смс-рассылке была указана стоимость подключения такого «океана» — 15 гривен 94 копейки. Все бы ничего, да вот только сам абонент, человек разумный и серьезный, не собирался воспользоваться рекламируемой услугой. Однако услуга каким-то фантастическим способом оказалась активной и, разумеется, совсем не фантастическим способом со счета «ушли» 15,94 грн. Самым смешным в этой ситуации оказалось «общение» с оператором, который поведал, что услугу абонент подключил лично, они (Life) лишь продлили ее действие. Кроме того, оператор поделился конструктивным советом, мол, отключите услугу, а потом уже выясняйте, каким образом вы ее подключили.
Позвонив по номеру консультативного центра развлекательного портала, можно было услышать текст, примерно такого содержания: «К сожалению, никто не может ответить, оставьте сообщение на автоответчике». Предприняв попытку «оставить след на автоответчике», пришлось столкнуться со следующей фразой: «К сожалению, вы не можете оставить сообщение». Кстати, на официальном сайте Life никаких упоминаний о такой услуге нет. Дозвонившись все же до «живого оператора», мы узнали, что эта услуга ими (т.е. Life) не предоставляется, они лишь выполняют рекламно-рассылочные функции.
Уважаемые абоненты, еще раз сообщаем вам, что при пользовании услугами мобильных операторов Украины на защите ваших прав стоит ЗАКОН, в частности ЗУ «О защите прав потребителей». Так, ст. 4 предусматривает ваше право на получение необходимой, доступной и своевременной информации о продукции (услуге). Поэтому в первом нашем примере абонент может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права (при условии, что компания не возместит ему убытки). Чтобы ваше заявление в суде не было голословным, необходимо, как только вы обнаружили нарушение своих прав, направить письменную претензию в адрес нарушителя с требованием дать письменный ответ на заявление. Заявление вы должны подать лично, причем на вашей копии компания обязана по вашему требованию поставить номер входящей документации. Если же у вас нет возможности личного «похода», тогда целесообразно отправить свою претензию заказным письмом с описью вложения. Именно такой документ послужит доказательством неисполнения (или ненадлежащего) исполнения обязательства оператором связи в случае судебного разбирательства.
По поводу второго примера мобильного обслуживания, следует указать, что названный Закон статьей 10 предусматривает, что никакие дополнительные работы (услуги), выполненные (предоставленные) исполнителем (в нашем случае оператором связи) без согласия потребителя (абонента), не создают для потребителя никаких обязательств относительно их оплаты. Вас меньше всего должны волновать внутренние соглашения вашего оператора и его контрагентов. Именно с вашим оператором вы заключили договор на оказание услуг, в силу чего и отвечать за такие «услуги» придется ему. Поэтому в таких случаях, действовать нужно по схеме, которую мы уже указывали: заявление – отказ от выплаты – исковое заявление в суд по месту юридического адреса компании.
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»