Проблема назначения судей Украины на административные должности и освобождения от них уже давно набила всем оскомину. Наверное, сегодня все устали читать о Решении КСУ от 16 мая 2007 г. ? 1-рп/2007 по поводу неконституционности назначения на админдолжности судей волею (т.е. Указом) Президента Украины, о Решении КСУ от 22 декабря 2009 г. о рекомендательном характере решений о назначении на «наболевшие должности» ССУ. Надоела гражданам и информация о «правовом вакууме», сложившемся в силу бездействия ВР относительно внесения соответствующих изменений в ЗУ «О судоустройстве в Украине». Уже перестала смешить ситуация в ВАСУ с двумя председателями и с двумя печатями…
Все прекрасно понимают, что решить проблему админсудей может только Парламент, приняв долгожданные изменения законодательства.
Наконец-то 20 января 2010 года в ВР поступил законопроект под названием «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» (относительно полномочий Президента Украины)». Проект закона был внесен народным депутатом Д. Притыкой. Сегодня, разумеется, неизвестно, какая судьба ожидает предлагаемый нормативный правовой акт. Ясно одно – долгожданные изменения абсолютно не касаются проблемы председателей судов. Вместо ожидаемых изменений ст. 20 ЗУ «О судоустройстве» депутаты вносят коррективы в ст. 126, 127, 128, 135.
В частности, в ч. 2 ст. 126 Закона, регламентирующей полномочия государственной судебной администрации, дополнены акты, на основании которых ГСА осуществляет свои полномочия – приказы и распоряжения Председателя ВСУ. В положения ч. 2 и ч. 6 ст. 127 («Председатель ГСАУ») внесены изменения, касающиеся назначения главы ГСА и его заместителей на должности и освобождения от них. Так, в действующей редакции закона председатель ГСА и его замы назначаются Президентом Украины, в предлагаемом законопроекте эти полномочия возлагаются на Кабинет Министров Украины.
Соответствующие изменения предлагается внести и в статьи, определяющие полномочия территориальных управлений государственной судебной администрации. Так, ст. 128 изменена в части утверждения устава, на основании которого территориальные управления осуществляют свою деятельность. В нынешней редакции такие органы действуют на основе положения о ГСА, которое утверждается указом Президента Украины, в новом варианте – постановлением КМУ. Изменения могут коснуться и порядка подписания удостоверений судьи, народного заседателя, присяжного, т.к. из ст. 135 Закона предлагается исключить слова: «Удостоверения председателей судов и их заместителей, назначенных на должность Президентом Украины, подписывает Президент Украины».
Вносимые изменения в закон, определяющий систему организации и деятельности судов Украины, по мнению инициаторов, вызваны Решением КСУ от 17.12.2009 года ? 32-рп/2009, которым полномочия Президента Украины, закрепленные в ч. 2 , ч. 6 ст. 127, ч. 5 ст. 128 признаны неконституционными. В силу упомянутого решения депутаты решили привести отдельные положения ЗУ «О судоустройство Украины» в соответствие с позицией КСУ и ЗУ «О Кабинете Министров Украины».
Остается лишь выразить сожаление, что названный законопроект не стал тем ожидаемым проектом, который мог бы положить конец скандальным историям вокруг Высшего админсуда.