Регулируется ли деятельность служителей церкви нормами права?
Строение и организация общественной жизни и внедрение туда социального поведения индивида, их взаиморегулирование да и само существование обусловлены не только правовыми нормами, но и моральными ценностями. Важно ли только соблюдать законы? Благодаря всепоглощающему правовому нигилизму правильного ответа мы не услышим. Хотя можно привести немало случаев, когда человек соблюдал законы, а законность нарушалась. Возможно, лучше создавать справедливые, то есть правовые законы? Законы, которые были бы нормативно-правовой основой законности, которые в прогрессе двигались с развитием общества.
Аксиома — правоотношения не могут существовать без системы права и законодательства — превратилась в гипотезу, так как появились факты, которые указывают на противоположное. Последние годы на фоне правового поля существуют две группы правоотношений: правоотношения, четко регламентированные государством, и правоотношения, буква закона которых еще не урегулирована. В последнем случае мы сталкиваемся с проявлениями общественной жизни, которые существуют вне государственного письма. Среди законодательных пробелов наиболее неоднозначной является тема урегулирования церковных отношений, ведь для нашего уха является более привычным урегулирование коллизий в гражданском и хозяйственном праве. В рамках какого правового института находятся эти отношения, какой вид дохода выплачивается служителям церкви — именно эти вопросы мы попытаемся раскрыть.
Для объективного понимания церковных отношений и отнесения их в ту или иную отрасль права нужно четко понять их суть. Словарь дает следующее определение: «Священнослужитель — в православии — высший клирик; лицо, имеющее одну из степеней священства в Церкви. В строгом церковном словоупотребления понятия священнослужитель разграничивается от понятия церковнослужитель и подразумевает лицо, имеющее благодать непосредственно участвовать в совершении таинств (диакона), совершать таинства (пресвитера) или поставят других людей для совершения таинств (епископа). Подразделяются на три иерархические степени: диаконы, священники (пресвитеры) и епископы (архиереи); поставляются через рукоположение». Из вышеприведенного можно выделить основную функцию священно- и церковнослужителей — служение Богу через выполнение четких религиозных обрядов. Это понятие мы будем пытаться сопоставить с отношениями, которые регулируются трудовым и гражданским законодательством.
Кодекс законов о труде Украины регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами (в соответствии со ст. 3 КЗоТ). Анализируя эту правовую норму, приходим к выводу, что трудовые отношения возникают и регулируются на базе трудового договора. Следовательно, работник выполняет работу, а работодатель выплачивает ему заработную плату за эту работу.
Гражданский кодекс Украины регулирует личные имущественные и неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников, основанием возникновения которых являются юридические факты — договоры и т.д. Договором является договоренность двух и более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. По договору оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу. Исполнитель должен предоставить услугу лично, однако имеет право возложить исполнение договора о предоставлении услуг и на третье лицо, оставаясь ответственным перед заказчиком за нарушение договора в полном объеме. Услуги — это определенная деятельность, которая не связывается с созданием вещи (ее восстановление, ремонт), однако сама по себе порождает соответствующее благо, имеющее потребительскую стоимость и вследствие этого становится объектом гражданского права. Срок договора о предоставлении услуг определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или другими нормативными актами.
Именно здесь корректно определить, подпадают ли взаимоотношения между служителями и религиозными организациями под регламентацию трудового и гражданского законодательства. Широко употребляемое, однако не регламентированное понятие трудовое соглашение (которое также нужно разъяснить законодательно) относится к сфере регулирования гражданского права. Однако такое соглашение направлено на разовое выполнение работы. У нас же религиозные отношения имеют продолжающееся, длящееся значение.
С 1 апреля 2007 г. в Национальном классификаторе профессий Украины (утвержден приказом Госкомпотребполитики ? 375 от 26 декабря 2006 г) профессиями признаются: епископ (архиепископ, митрополит, заседатель организации) (код 2460); миссионер (2460); священнослужитель (2460); диакон (3480); религиозный проповедник (3480). Следовательно, в трудовой книге можно делать запись «диакон», и так как внутренние правила в церкви есть, то их можно отождествлять с правилами внутреннего трудового распорядка. Но в ст. 25–28 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» можно проследить разницу между священно- и церковнослужителями и работниками, нанятыми по трудовому договору. Эти понятия просто противопоставляются. В ст. 5 и 7 вышеуказанного закона говорится, что церковь (религиозные организации) отделена от государства, которое не вмешивается в их деятельность. Религиозные организации действуют на основе своей иерархической структуры, выбирают, назначают и увольняют персонал согласно своим положениям.
Одним из наиболее интересных аспектов религиозных отношений является оплата труда — служения. Этот круг отношений регулируется со стороны самой религиозной организации уставами, положениями, решениями общего собрания и пр. Что касается внутренней документации, то издаются два приказа — о зачислении в штат и отчислении. Главная обязанность религиозной организации — содержание своих работников. Кодекс законов о труде Украины устанавливает обязанность регистрации трудовых договоров. Логичным будет то, что такой вид работы не фиксируется вышеуказанным документом.
Анализируя ЗУ «О налоге на прибыль физических лиц» служителей церкви можно приравнять к самозанятым лицам (п. 1.19), то есть к налогоплательщикам, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность и не являются наемными работниками (эти лица занимаются религиозной деятельностью). Статус этого вида лиц возлагает на них обязанность пройти регистрацию в налоговом органе. Доход, полученный священнослужителем, облагается налогом по ставке 15%. Известны ли в налоговой практике такие случаи регистрации? С уверенностью можно сказать, что эта категория лиц не входит ни в предмет налогового регулирования, ни в социальное страхование.
Пытаясь сопоставить религиозные отношения с нормами права, мы видим, что в их основу положены противоположные идеи. Служители прислуживают Богу и в основе их работы присутствует духовное, а не имущественное обогащение. Если трудовое законодательство призвано защитить права работников, то сам образ жизни в религиозных организациях не соответствует бытовым представлением. Учитывая то, что наше государство является и колыбелью религии, и одновременно светской европейской страной, целесообразно все-таки урегулировать имущественные и трудовые права церковнослужителей более однозначно.
Ольга Стадник,
специально для «Судебно-юридической газеты»