На протяжении последних лет в Украине участились случаи злоупотребления окружными административными судами предоставленными им полномочиями в процессе обеспечения административного иска. Очень часто постановления об обеспечении иска принимаются окружными административными судами ради преднамеренного блокирования решений субъектов властных полномочий, что противоречит основаниям и целям употребления мер обеспечения административного иска, установленных Кодексом административного судопроизводства Украины.
Так, все мы прекрасно помним, какую шумиху в прессе наделало применение обеспечительных мер Окружным административным судом Киевской области, который в сентябре этого года приостановил действие Указа Президента Украины Виктора Ющенко о назначении Виктора Вакараша главой Киевской ОГА. Не менее знаменательным было и решение Окружного административного суда г. Киева о приостановлении действия Указа Президента Украины ?911/2008 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины VI созыва и назначении внеочередных выборов» в прошлом году.
Таким образом, окружные административные суды достаточно часто злоупотребляют полномочиями, предоставленными им процессуальным законом. Более того, часто суды принимают такие постановления без уведомления ответчика и других лиц, которые принимают участие по делу. Это фактически делает невозможным ответчикам-субъектам властных полномочий выразить свою позицию относительно осуществления мероприятий обеспечения иска.
Недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства относительно недопущения злоупотреблений административными судами в процессе применения ими мер обеспечения административных исков» ? 5219 от 12 октября 2009 г., который может существенно изменить сложившуюся традицию.
Автор проекта народный депутат Андрей Портнов предлагает внести изменения в КАСУ и установить, что:
1) по делам, ответчиком в которых является Президент Украины, Кабинет министров Украины, министерство или другой центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины или другой субъект властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, их должностные или служебные лица, административный иск может быть обеспечен запрещением такому органу совершать определенные действия лишь после открытия производства по соответствующему делу по ходатайству истца;
2) судами первой инстанции, которые рассматривают ходатайство об обеспечении иска путем установления запрета совершать определенные действия, должны быть соответствующие апелляционные административные суды. Судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы на решение судов первой инстанции относительно обеспечения иска путем установления запрета совершать определенные действия, должен быть Высший административный суд Украины.
Проектом также установлена процедура внесения ходатайства об обеспечении иска в вышеуказанных случаях, сроки рассмотрения этого вопроса апелляционными административными судами, а также сроки и порядок обжалования решений апелляционных административных судов по результатам такого рассмотрения. Кроме того в свете последних событий вокруг приватизации ОПЗ, проектом предлагается также предусмотреть, что не допускается обеспечение иска путем остановки решений государственных органов приватизации относительно приватизации государственного имущества. В целом законопроект заслуживает внимания, однако смогут ли депутаты принять по нему решение в ближайшее время, вопрос риторический.