Мир бизнеса похож на джунгли. Слабых здесь съедают быстро. Однако пищеварению определенных финансовых групп не перестаешь удивляться. Тем более, когда поглощаются вполне здоровые субъекты предпринимательской жизни. Здесь впору вести речь не о санитарии украинской экономики, а о банальном обжорстве.
При сообщении о рейдерском захвате того или иного предприятия все чаще можно услышать упоминание финансово-промышленной группы «Приват». Может, это злопыхательство конкурентов, а может, и впрямь не все гладко с бизнес-этикой у представителей этой группы. Но факты остаются фактами: в СМИ как о рейдерах чаще не упоминается никто. Говорим это к тому, что очередной скандал в Крыму тоже связан с группой «Приват». На данный момент интернет пестрит сообщениями, что у этой ФПГ практически сложилась целостная картинка по полному и тотальному взятию под контроль всего цикла нефтепереработки страны. О важности этой отрасли говорить не приходится, потому цена вопроса слишком высока.
Последним государственным форпостом в нефтеперерабатывающей отрасли пока остается Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами (далее — ПОНП). Говорим пока, потому что все явственнее проступают признаки того, что и это предприятия будет «прихватизировано». О методах приватизации в нашей стране известно даже младенцу. И «приватовцы» в этом деле никаких ноу-хау придумывать не стали. Вначале предприятию создается негативный имидж: мол, и работает плохо, и государству сплошной убыток, да и менеджмент никуда не годится. Далее идет покупка несущественного пакета акций или, в худшем случае, инициируется появление каких-либо невыполненных обязательств. А потом все просто: запросы соответствующих органов — конкурс Фонда госимущества — смена собственника. Если ФГИУ проведет конкурс не «так, как надо», то начинаются судебные тяжбы, в результате которых все равно происходит смена собственника.
Феодосийское ПОНП этой участи не достойно по многим причинам. И вот почему.
Во-первых, это госпредприятие — одно из самых современных нефтеперевалочных предприятий. Очевидно, что в интересах страны сохранить этот перевалочный комплекс в государственной собственности, так как его технологические возможности позволяют государству влиять на рынок нефтепродуктов. Ведь если все перевалки будут частными, не говоря уже о едином собственнике, это рождает серьезные риски для страны.
Во-вторых, такие попытки монопольного влияния на рынок через регулирование потоков нефтепродуктов в портах уже наблюдались ранее, и мы помним, к какой дестабилизации это приводило (цены за 1 л. бензина повышались на 30–40 коп в день). Но сегодня у государства есть феодосийский комплекс, который способен осуществлять перевалку до 40 тыс. т нефтегрузов в сутки. Скажем так: если вдруг все направления поставок нефтепродуктов в Украину в один день закроются, то ПОНП сможет обеспечить топливом весь рынок. Следует принять во внимание еще и то, что Феодосийский ПОНП является единственным конкурентом Одесскому нефтеперевалочному комплексу, а это даже неискушенному человеку говорит о многом. Потому и не удивительно, что вышеназванная ФПГ обратила свое внимание на это предприятие около 5 лет назад. И с того момента не прекращала попытки завладеть ПОНП.
Как оказалось, феодосийское предприятие включено в список стратегически важных государственных активов и потому его приватизация по вышеописанной схеме без помощи свыше невозможна. Но рейдер — он на то и рейдер, чтобы искать лазейки и находить их даже там, где их по закону быть не должно. Так, в начале 2008 года очередная попытка захвата предприятия провалилась благодаря прямому вмешательству премьер-министра Юлии Тимошенко. Даже вопреки тому, что кабминовский указ о передаче ПОНП в состав «Укртранснефти» уже был подготовлен. Затем рейдер планировал внедрить в руководство своего человека, который бы довершил начатое и должен был довести предприятие до банкротства, а там уже и до приватизации было бы недалеко. Ладно, если бы такому сценарию воспротивилась только премьер. Но на защиту стали феодосийцы. Уж они знают об активном участии ПОНП в финансовых программах своего города, в помощи школам, организациям ветеранов, медучреждениям. Кроме того, за счет предприятия городской бюджет получает существенное пополнение. Короче, тогда, в феврале-марте 2008 местная власть, рабочие и 69 000 жителей Феодосии своими подписями сказали «нет» сценарию банкротства предприятия при косвенном участии рейдера.
В нынешних политических и экономических реалиях ФПГ сохранила верность своему методу, и потому действующие лица остались те же. Так, господин Кирюшин И.В. (именно он возглавлял «Укртранснефть» в тяжелую для ПОНП весну 2008 года) как верное и доверенное лицо ФПГ внедрен в Министерство топлива и энергетики в качестве заместителя министра. Такая должность позволяет господину Кирюшину чинить серьезные препятствия в работе заветного для рейдера предприятия. Ведь план тот же — заполучить.
В итоге феодосийский ПОНП подвергли строгим проверкам. Само их количество (только за 2009 год не менее 10) наводит на мысль, что эти процедуры носили не совсем стимулирующий характер. Поводом для последней проверки послужило обращение председателя парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Игоря Калетника. Депутат направил в Минтопэнерго письмо на имя министра топлива и энергетики Юрия Продана ? 04/12-2872 от 14 сентября 2009 г. с просьбой провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ФПОНП и, в частности, законности использования его имущества ЗАО «Кафа».
20 октября приказом Минтопэнерго ? 541 в ответ на поступившее обращение для осуществления проверки по предложенным вопросам деятельности предприятия была сформирована рабочая группа. В ее состав вошли преимущественно специалисты «Укртранснефти», утвержденные ее руководителем Александром Лазорко — компания предоставила список предлагаемых кандидатур (письмо ? 01-00/4962 на имя замминистра Игоря Кирюшина) в ответ на запрос Минтопэнерго. Однако результаты проверки рабочей группой предприятия в течение трех дней (с 27 по 30 октября) не принесли ожидаемых для группы «Приват» результатов. Согласно поданной Минтопэнерго справке, составленной членами группы, факты злоупотреблений служебным положением со стороны руководства и нарушений законодательства при создании «Кафы» так и не были обнаружены. В частности, группа «не установила фактов незаконной передачи основных средств или активов ФПОНП в собственность или пользование ЗАО «Кафа».
Не удалась попытка приватовцев уличить ФПОНП в провальных финансово-экономических показателях — напротив, оказалось, что предприятие добилось в сравнении с 2008 г. прироста по всем показателям. Финансово-экономические показатели работы предприятия говорят сами за себя. В 2009 году объем перевалки вырос на 20%, валовый доход вырос на 37%, чистая прибыль — на 60%, отчисления в бюджет — на 42%, заработная плата работников — на 57%. Кроме того, в этот трудный период на предприятии создано 70 рабочих мест. Не удовлетворившись подобными результатами инициированной проверки, приватовцы призвали на помощь новую волну ревизоров — на этот раз представителей Генпрокуратуры. И, скорее всего, продолжат бороться за ФПОНП еще и силами УБЭП.
Так что же стоит на самом деле за этими устремлениями компании «Укртранснафта» в отношении Феодосийского ПОНП? Секретов никаких нет — за этим стоит меркантильный интерес группы «Приват» к экономически эффективному и привлекательному государственному активу. Став монополистом в морской перевалке, «Приват» сможет решать, кто сможет импортировать в страну топливо этим путем, а кто нет. Захочет — и поставки по морю прекратятся, что заставит трейдеров выстроиться в очередь перед их же Кременчугским НПЗ. Так стоит ли государству помогать в этом группе «Приват» или, наоборот, может, стоит защитить предприятие и сохранить его в составе прибыльных и экономически эффективных активов государства?
Иван Правдин, «Судебно-юридическая газета»