Вот уже две недели, как получить в собственность участки несельскохозяйственного назначения можно исключительно через аукцион. Это стало возможным благодаря закону ?509-VI от 16 сентября 2008 г., которым определено, что все земли государственной и коммунальной собственности, а также право аренды на них должны продаваться на аукционах. Однако документ оговаривал, что на протяжении года после его вступления в силу можно было передавать в собственность участки, если согласование месторасположения объекта или разрешение на разработку проекта отвода участка было выдано до 1 января 2008 г. Таким образом, местные советы могли раздавать земли вне конкурса вплоть до 16 октября.
Показательными в этом плане стали события в Киевсовете 13 и 14 октября, когда депутаты собирались рассмотреть беспрецедентное количество земельных вопросов. Однако это сделать не удалось - представители Блока Кличко почти целый день блокировали президиум именно с целью недопустить бесконтрольный «дерибан» в последний возможный для этого день. Впрочем, как будет происходить передача земли теперь, никому не понятно. Ведь получается, что теперь по каждому участку всю проектную документацию (что достаточно дорого) необходимо будет готовить всем участникам аукциона (конкурса). Выиграет только один, а остальные просто потратят время, усилия и деньги.
Скорее всего, потенциальные инвесторы будут искать другие пути получения земли в собственность. Возможность их использования открыли все те же законодательные новации, установившие довольно широкий перечень исключений из общего правила продажи или передачи в аренду участков через аукционы. Ст. 134 Земельного кодекса оговаривает возможность получить владельцу вне конкурса участок под объектом его недвижимости - схема, которая уже исправно работает (покупка за бесценок зданий, стоящих на определенном участке).
Еще одна возможность - заключение с государственными предприятиями, владеющими ценными земельными участками, договоров о совместной деятельности. Тем более что сами виды такой деятельности ни в одном нормативном акте не определены. Другое дело, что существует требование об обязательном согласовании с Кабмином всех таких договоров, однако это далеко не всегда позволяет предотвратить земельные махинации. А вот коммунальным компаниям согласовывать соглашения о совместной деятельности ни с кем не нужно. Уже получила распространение практика отведения земельного участка в постоянное пользование коммунальным предприятиям, которые, заключая договоры о совместной деятельности, позволяют осуществлять строительство на их территории.
Кроме того, вне конкурса приобрести землю могут компании или частные лица, получившие лицензию на недропользование на земельном участке, религиозные организации для строительства культовых сооружений, государственные и коммунальные предприятия, компании и общественные организации в сфере культуры и искусств, в том числе творческие союзы. Особенно же ценными для проведения схем получения земли вне аукционов являются следующие исключения: реконструкция кварталов устаревшей застройки, строительство социального и доступного жилья и возведение объектов под Евро-2012. Например, инвестор может афишировать строительство социального жилья. Таковым строящийся дом будет считаться, даже если квартиру с государственной помощью в нем приобрел всего один человек. Зато задекларированная цель позволяет стать владельцем или арендатором облюбованного участка земли.
Впрочем, даже проведение земельных торгов не всегда обеспечивает конкуренцию. Местные власти могут прописать условия аукциона под конкретного участника, что позволит формально соблюсти все законодательные требования, передав землю заранее известной фирме. Однако конкуренты счастливого обладателя земельного участка всегда смогут усложнить ему жизнь. В соответствии с положениями Земельного кодекса порядок проведения аукционов должен быть утвержден законом. Поскольку такого закона до сих пор нет, теоретически каждый проводимый аукцион, как и его результаты, может быть оспорен.