Блокировка автомобильных колес из-за неоплаченной парковки, без сомнения, является нарушением прав граждан, которое городские власти успешно легализировали. Но ведь это чистой воды посягательство на частную собственность – в данном случае автомобиль. Конституция Украины дает такое право исключительно правоохранительным органам и то только по решению суда. Но кто думает об этом, когда два немалых лба, заблокировав машину, пытаются выбить из ее владельца средства для своего существования – штраф за неуплаченную парковку. Такое «вымогательство» коммунальщиками нарушает по меньшей мере пять действующих нормативных актов Украины. Как доказать блокировщикам, что закон на вашей стороне?
Без лоха и местный бюджет пуст?
Практика блокировки колес широко использовалась в Ужгороде, Одессе и Киеве. Хотя только в столице она до сих пор не прекратила свое существование. Нормативным актом, который выпустил блокировщиков на киевские улицы, стало решение Киевского городского совета ? 1051/1051 и утвержденные им Правила парковки транспортных средств. С вступлением этого документа в силу на охоту вышло более 30 бригад блокировщиков. Ежедневно эти «патрульные» отсиживались в засаде в ожидании «лохов-злоумышленников». Стоит только не успеть купить талон или просрочить его, или просто попутать зоны парковки, как колеса вашей машины будут украшены «крабом». Избавиться от него практически невозможно. Если у вас, конечно, хватит смелости, то можно с помощью ножовки снять злополучное устройство. Но вряд ли это лучший вариант, поскольку блокиратор – коммунальное имущество и за его порчу могут привлечь к ответственности.
Кто-то посоветует спустить шину. Но пока вы будете возиться с одним колесом, блокираторы обездвижат остальные три. Нужно сказать, что само решение Киевсовета дает водителю право не платить деньги непосредственно блокировщику. Но кто ж вам это скажет? Приняв грозный вид, такие «патрульные» будут требовать у вас оплату штрафа за правонарушение. В «Киевтранспарксервисе» отлично понимают, что взимать штрафы они не имеют никакого права, поэтому скромно называют разблокирование колес не штрафной мерой, а… услугой! Вы заказывали услугу по разблокированию колес? Если нет, то навязывание таких услуг можно смело называть вымогательством.
Бесплатно избавиться от «краба»
В решении Киевсовета четко прописано, что в случае, если владелец автомобиля отказывается платить за снятие блокиратора, должен быть составлен Акт нарушения порядка парковки, который направляется в суд. После чего автомобиль должны немедленно разблокировать. «Для справки: из более чем двухсот обращений в суд против автовладельцев по факту блокировки колес «Киевтранспарксервис» не выиграл ни одного! Ни один квалифицированный судья не станет на сторону коммунальщиков», – приводит неопровержимые данные глава Комитета прямого действия Дмитрий Гнапа. Нужно сказать, что актов у блокировщиков – целые пачки. Хотя они почти не пользуются ими из-за неинформированности водителей и неофициального приказа руководства взимать деньги на месте. Водитель тоже должен быть напористым и требовать выдачи заявления и акта об отказе от оплаты за услуги разблокирования. В случае отказа – стоит объяснить, что вы знаете свои права, считаете действия блокировщиков незаконными. Потом начните вызывать патруль милиции по телефону «102». Последнее действует безотказно.
Для составления акта блокировщику необходимо пригласить двоих понятых. Вряд ли он изъявит сильное желание их искать. Нужно помочь ему в этом. Например, вы можете пригласить своих коллег или друзей, возможно, находящихся неподалеку. Либо, объяснив суть проблемы и возможность ее решения, других водителей, чьи машины заблокированы рядом. После составления акта потребуйте немедленно разблокировать колеса автомобиля.
«Сомнительно, что «Киевтранспарксервис», которому не удалось «развести» владельца автомобиля «на деньги» на парковке, рискнет с ним судиться. Однако ничего исключать нельзя. И в случае получения повестки в суд подготовьте для судьи следующие документы: Конституцию Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях (ст.ст. 152, 159, 182); ЗУ «О местном самоуправлении» (ст. 26)», – посоветовал голова Комитета прямого действия.
Юрий Яковчук, водитель, который и морально, и материально пострадал от рукоприкладства блокировщиков, вот уже полгода как судится с работниками «Киевтранспарксервиса». Блокировщики наставили ему синяков и даже изувечили машину. «Мы вскармливаем зверя своей неосознанностью. Может, кому-то просто легче уплатить штраф в размере 160 грн., чем тратить свое время на защиту собственных прав. Но в таком случае вымогательство станет еще более массовым», – акцентировал внимание присутствующих на пресс-конференции в УНИАН 13 октября 2009 г. потерпевший водитель.
Европейская практика
Активисты общественной организации пытаются продвинуть европейскую практику наказания за несвоевременную оплату парковки. Они даже нашли единомышленников среди депутатов Киеврады. Но, увы, европейские стандарты не спешат внедрять на столичных улицах. «Во всех развитых странах штраф за такого рода нарушение выписывается на месте в виде квитанции, которая крепится на щитке дворника автомобиля. Парковщик фотографирует транспортное средство и составляет соответственный акт. Если квитанция не была вовремя уплачена, штраф увеличивается. Притом пеня может вырасти до солидных сумм. Внедрение такой практики позволит остановить нарушение закона и ликвидирует конфликты в отношениях между водителями и коммунальщиками», – предложил Дмитрий Гнапа.
То, что практика взимания денег за разблокирование колес незаконна, подтверждает и Генеральная прокуратура, и министр юстиции Николай Онищук. Последний еще в Разъяснении от 06.04.2009 г. отметил, что «…практика блокирования колес не соответствует нормам Конституции Украины, Гражданскому Кодексу, Кодексу об административных правонарушениях и Закону Украины «О дорожном движении». Но, увы, пока законодательной инициативы, которая прекратила бы такое мошенничество в столице, не последовало. Хотя следует признать, что активная позиция СМИ по данному вопросу привела к тому, что блокировщиков на улицах стало значительно меньше (на сегодня – 5). Да и активисты-автомобилисты сами достаточно удачно защищают свои права. С их помощью киевляне вытребовали оформление почти 15000 актов отказа. И охотятся блокировщики теперь очень аккуратно, нападая в основном, на приезжих или откровенных простофиль
Татьяна Бельченко,
Специально для «Судебно-юридической газеты»