7 сентября 2009 г. закончилось действие тринадцатипроцентной надбавки на пошлину при импорте автомобилей в Украину. Чему автодилеры, безусловно, рады. Вот только радость их может быть преждевременной. Поскольку в Верховной Раде зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" (относительно уровня занятости в Украине в условиях мирового финансового кризиса), которым предусматривается введение автомобильного сбора для импортных авто в размере 15% от их стоимости.
Авторы нового законопроекта заявляют, что проект направлен на поддержку отраслей, которые наиболее пострадали от кризиса. "Из вырученных средств будут предоставляться субсидии и дотации предприятиям для преодоления безработицы", – заявил главный вдохновитель законопроекта – председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Тере-хин (БЮТ). "Фактически такими методами за счет одних товаропроизводителей дают возможность заработать другим, – парирует генеральный директор Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Наза-ренко. – Хотя уже всем давно стало ясно, что введенная ранее 13-процентная надбавка для импортеров никакой пользы обществу не принесла. Фактически эти деньги, сдираемые с поставщиков немецких, японских и американских автомобилей, идут в специфический Фонд, откуда должна выплачиваться компенсация отечественным автосборщикам якобы для развития отрасли и уменьшения цены на машины. Вот только кто благодаря этим деньгам из отечественных автосборщиков поднялся, до сих пор не известно. Фактически можно говорить, что отобранные у нас и покупателей иномарок средства ушли в непонятное русло. Так кому выгодна такая идея с автомобильными сборами – автопроизводителям или отдельным депутатам?".
По словам его коллеги, гендиректора "Авто-интернешнл" Елены Дуниной, увеличение надбавок сразу же ударит по карману отечественных покупателей, которые желают ездить на импортных авто. "Во время действия с 6 марта по 6 августа автомобильного сбора в 13% импортеры попросту старались не ввозить в этот период импортные машины, продавая растаможенные авто, завезенные в больших количествах до начала действия наценки, – отмечает г-жа Дунина. – Возможно, что иностранные автодилеры будут так же действовать и сегодня. Они, находясь в ожидании новых поборов, в лучшем случае увеличат количество поставок импортных машин, а в худшем – попросту откажутся от продажи иномарок в Украине. В таком случае украинцы вынуждены будут снова пересесть за руль отечественных "Таврий" и "Жигулей", так как "Мерседесы" для них окажутся несбыточной мечтой".
По сведениям ведущих автодилеров, в Украине сегмент импортных машин составляет 40%, остальная часть приходится на автомобили отечественной сборки. Интересно, что на российские "ВАЗы" госпошлина почему-то не распространяется. "Видимо, наши народные депутаты боятся предъявлять денежные претензии своему северному соседу, так как слишком от него зависимы, – утверждает гендиректор "АВТ Бавария" Александр Тимофеев. – Но что будет тогда, когда ВТО, членами которой мы являемся, начнет выставлять штрафные санкции за нарушения правил всемирной торговли? И почему этот вопрос не интересует наших депутатов?".
В свою очередь авторы законопроекта уверяют, что с Женевой они уже все давно обсудили, и та, якобы, не против идеи взимать поборы с импортеров автомобилей. "У нас есть договоренность со штаб-квартирой Всемирной организации торговли в Женеве, что они рассмотрят наше предложение и позволят ввести нам временный 15%-й внутренний сбор от декларируемой цены автомобилей, которые импортируются, для создания и приумножения рабочих мест в отраслях", – объясняет один из авторов законопроекта Николай Присяжнюк. Но Олег Назаренко заверяет, что не первый месяц ведет переписку с представителями ВТО, и те понятия не имеют, кто такие депутаты Терехин и Присяжнюк.
Александра Тимощук, "Судебно-юридическая газета"