В начале этого года ВГО «Судебная Ассоциация Украины «Фундация содействия правосудию» провела опрос среди судей с целью выяснить, каковы перспективы внедрения в Украине института присяжных, народных заседателей, а также мировых судей.
Мировые судьи
Практически все опрашиваемые служители Фемиды высказались за внедрение мировых судей. Например, представители Апелляционного суда Одесской области обратили внимание, что современная система российского мирового судейства, которая действует уже девятый год, безоговорочно доказала свою жизнеспособность и необходимость. Согласно статистическим данным, по России в целом мировыми судами рассматривается 80% административных дел, около трети — уголовных и почти 60% гражданских, что способствует разгрузке судов общей юрисдикции. Поэтому такой институт судейства имеет право на жизнь и в Украине. Ведь не секрет, что сегодня на одного служителя Фемиды в отечественном районном суде на месяц приходится 300 — 400 дел. Такая загруженность возникает из-за накопления исков, связанных с нарушением правил дорожного движения и другими мелкими проступками. На их детальное рассмотрение просто не хватает времени. Выходом из ситуации, по мнению большинства судей апелляционных судов Украины, может стать введение института мировых судей.
Подобный опыт решения мелких гражданских, административных и даже уголовных дел имеется и в Чешской республике. По словам судьи Окружного суда Пардубице Яна Слесара, при каждом местном совете в Чехии есть службы, которые занимаются решением дел, предусматривающих административные наказания. Правда, работники этих служб не имеют статуса мировых судей, поскольку выполняют функции госслужащих. Тем не менее, чешские суды не занимаются рассмотрение подобных дел. Поэтому на одного судью первой инстанции в месяц приходится не более 70–80 дел. В России же мировые судьи являются составной частью системы государственных судов с сохранением всех требований, прав и обязанностей. Эта модель судьям Апелляционного суда Ровенской области представляется более эффективной, так как обеспечивает качественное рассмотрение дел, юридическую ответственность за принятие неправосудного решения или постановления. Но в Украине внедрение такой модели пока невозможно из-за несоответствия с действующими нормами Конституции Украины относительно судопроизводства в государстве.
Суд присяжных
Что касается суда присяжных и народных заседателей, то судьи апелляционных судов Украины сошлись во мнении, что внедрение такого института народовластия в Украине преждевременно. Причина не только в сложной экономической ситуации государства, при которой финансирования не хватает даже на государственные суды, но и в неготовности общества к участию в судебном процессе и принятию судьбоносных решений. И проблема заключается не столько в юридической безграмотности населения, отмечает председатель Апелляционного суда Полтавской области Виталий Онищенко, сколько в его политизации и зависимости от общественного мнения. Иными словами, на суд присяжных можно будет влиять, оказывать давление через СМИ, применять подкуп, угрожать и пр. К тому же, по словам председателя Апелляционного суда Черниговской области Александра Демченко, у значительной части граждан Украины имеются погашенные и непогашенные судимости, что тоже не будет способствовать эффективности института народовластия в судебном процессе.
Народные заседатели
Поэтому, по мнению многих судей, участвовавших в опросе, целесообразнее было бы воспользоваться возможностью внедрения института народных заседателей, что частично практикуется при рассмотрении тяжких преступлений в апелляционных судах. Такая практика существует в некоторых западноевропейских странах, в том числе в Дании и Чехии. Международный эксперт по вопросам правосудия из Дании Владимир Вайсман отметил, что в датском правосудии практикуется проведение судебного процесса с двумя народными заседателями, но, как правило, их присутствие не играет большой роли, поскольку зачастую эти люди не желают вникать в суть дела и во время процесса отсиживаются молча. К тому же, нередко случается, что единый состав народных заседателей сложно удержать на протяжении всего слушания дела, особенно, если оно оказывается длительным, поскольку люди болеют, умирают. А это может повлечь за собой нежелательные процессуальные последствия. Ведь при вводе в процесс нового участника дело начинает слушаться сначала, что затягивает сроки рассмотрения.
Та же проблема существует и в чешском правосудии. По словам Яна Слесара еще одной преградой является нежелание работодателей отпускать подчиненных на время судебных слушаний. И это притом, что участие народных заседателей в судебном процессе по закону является обязательным. Поэтому в большинстве случаев в качестве народных заседателей выступают пенсионеры, которые, как все люди преклонного возраста, тоже часто болеют и умирают. Эти жизненные обстоятельства значительно усложняют процесс. Но несмотря ни на что, в Чехии быть народным заседателем — довольно выгодное дело, поскольку каждый час работы в суде оплачивается государством в соответствии с окладом и тарификацией той должности, которую занимает народный участник процесса. Для тех, кто временно не работает, законом установлена плата — около $27 за час. Ввиду больших финансовых затрат на такой институт народовластия и его малой эффективности Министерство юстиции Чехии провело опрос судей на предмет целесообразности участия в процессе народных заседателей. Большинство служителей Фемиды выказали свое отрицательное отношение к этому институту народовластия и потребовали его отмены. Поэтому европейские наблюдатели и эксперты советуют украинцам не спешить с внедрением суда присяжных и народных заседателей, поскольку отменять такое решение всегда сложнее и дороже, чем его попросту не принимать.
Александра Тимощук,
«Судебно-юридическая газета»