Справка
Измеритель скорости «Визир». Радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости. Именно «Визир» - основное оружие ГАИ в ее борьбе с нарушителями путем составления протоколов без участия водителя. Устройство состоит из двух независимых блоков – измерителя скорости и цифровой фотовидеокамеры. Камера включается как автоматически при превышении едущей машиной заранее выставленного лимита скорости, так и вручную – автоинспектором. Цена «Визира» составляет 15000 грн.
СМОТРИ В ОБА!
Автомобилисты взбунтовались — говорят, «Визир» не настоящий!
В то время как в бюджет страны «хлынули» деньги от увеличенных штрафов за нарушение ПДД, в Украине разгорается нешуточный скандал между оштрафованными водителями и ГАИ. В эпицентре претензий — точность показаний нового автоматического прибора «Визир», который фиксирует превышение скорости на трассе и фотографирует номер авто. Автомобилисты утверждают, что модная техника дает постоянные сбои. Милиция, напротив, уверена в непогрешимости своего дорогого аппарата.
Угадай, кто на фото…
Для начала, обратимся к уже проведенному опыту. Харьковские ученые недавно доказали, что в большинстве своем радары ГАИ «Визир» не идеальны и могут запросто вычислить из потока машин невиновного «кролика». По мнению специалистов, даже если вы не нарушали, вам все равно может прийти квитанция об оплате штрафа. Но скорость, присвоенная вам, будет относиться к совершенно другому авто. Между тем, вероятность такого стечения обстоятельств в плотном потоке машин — до 92%!
Нюансы подвоха раскрыл кандидат технических наук Роман Павлович, преподаватель Харьковской академии ПВО им. Говорова. «Точно скорость определить можно, если в зоне измерения одна или две одинаковых машины. Если больше, узнать, какую из них выберет радар, невозможно», — говорит ученый. — Все дело в том, что фотографировать машины можно максимум с 80 метров, когда уже виден номерной знак. В то же время технические характеристики прибора позволяют захватывать все видимое в зоне 400 метров, а в некоторых случаях это и 500–700 метров. Проблема в том, что «Визир» не определяет расстояние до цели. А все зависит от отражающих характеристик автомобиля — количества металлических деталей, фар. То есть, аппарат, к примеру, может зафиксировать скорость мчащегося за вами яркого джипа, а счет придет на номер вашего «Ланоса», хотя вы не превышали, а просто оказались ближе всех…», — заключает специалист.
ГАИ тут не при чем?
Если эти приборы такие несовершенные, то почему за них должны расплачиваться простые люди? Естественно, возникает вопрос к руководству ГАИ. Однако там уверены, что волна народного возмущения скорее надуманная, чем обоснованная. По поводу «Визиров» недавно высказался сам шеф украинского ГАИ Сергей Коломиец. Он заявил, что специалисты его ведомства уверены в качественной работе приборов. Начальник департамента ГАИ отметил, что прибор прошел испытание и сертифицирован государственным комитетом по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Руководитель силовой структуры сообщил, что технические характеристики и особенности функционирования исключают возможность предоставления этим прибором необъективной информации и исключают негативное влияние человеческого фактора (имеется в виду вмешательство госавтоинспектора в работу «Визира» с целью сфальсифицировать его показания). По поводу участившихся жалоб — в ГАИ настоятельно советуют не превышать скорость, и тогда все будет в норме.
Что касается «двойных стандартов», то руководство ГАИ уверяет, что в случае, если на фото прибора зафиксированы два автомобиля или номер автомобиля нечеткий, эта информация считается браком и ее не используют для оформления протокола об админнарушении относительно превышения скорости.
Встать, суд идет!
Тем временем, дело уже доходит до судов. Житель Донецка Иван Черный решил судиться с Донецкой госавтоинспекцией из-за несогласия платить штраф за правонарушения, зафиксированные специальным устройством «Визир». Как выяснилось, Иван Черный получил письмо от местного подразделения ГАИ с фотографией и квитанцией на 260 гривен — штрафом за нарушение правил дорожного движения. Он считает, что правил не нарушал, платить не обязан. Это — техническая ошибка «Визира», уверен водитель. Донецкие гаишники все сомнения относительно совершенства «Визира» отвергают.
А есть ли выход?
По мнению специалистов, спасательным кругом для водителей может стать так называемый угловой отражатель. Он будет гарантией, что «Визир» поймает именно вашу скорость на дороге. Беда в том, что отражатели пока не производят, а самостоятельно его смастерить крайне сложно. От несовершенства прибора больше всего будут страдать небольшие авто с низкими отражающими возможностями.
Тем временем ученые из Харькова, кажется, нашли выход. Чтобы «Визир» говорил правду, его надо устанавливать на 5-метровую высоту. Только тогда на фотографии будет настоящий правонарушитель. Что ж, учитывая немалую цену таких приборов и динамику нарастания протестов, может, это действительно оптимальный вариант. Только как это выполнить технически и кто будет за все платить? Вечный вопрос...
Леонид ХОМЯКОВ, обозреватель