Британская Ассоциация систем клиринговых платежей (Association for Payment Clearing Services) выделяет несколько наиболее распространённых видов «карточного» мошенничества: 1) «скимминг» (от англ. «to skim» - снимать, просматривать) - при проведении владельцами карт операций через банкоматы или электронные терминалы злоумышленники копируют магнитную полосу кредитки и пин-код (с помощью дополнительного гнезда для карточки, видеокамер и\или фальшивых накладок на клавиатуру банкомата); 2) «фишинг» (от англ. «fishing» - «рыбная ловля») - так называется способ воровства пин-кодов и персональных данных в Интернете; 3) «вишинг» (от англ. «vishing» - голос) - сбор данных от доверчивых граждан с помощью автоответчика.
Если с вами произошло такое несчастье, вы должны оспорить операции, с которыми не согласны. «Для оспаривания мошеннических или ошибочных операций по карточке клиент должен обратиться с заявлением в банк, где ему выдали платежную карту», - рассказал нашему корреспонденту начальник службы безопасности одного из киевских банков. Сначала банк проводит внутреннее расследование, чтобы разобраться в ситуации и проверить, не ошибся ли клиент, а потом, если нужно, запрашивает информацию у магазина, где была совершена подозрительная операция. По результатам такого разбирательства банк либо возвращает деньги клиенту, либо дает обоснованный отказ. Тяжелее всего оспорить мошеннические операции с вводом пин-кода. На этот счет у банков есть закон: операции, подтвержденные пин-кодом, не подлежат сомнению, так как он известен только держателю карты.
Напоследок советуем придерживаться простых правил:
- не пользуйтесь банкоматом, имеющим непривычный вид;
- не вводите пин-код, если кто-то подсматривает из-за спины или возле терминала установлено зеркало;
- не доверяйте свои карточки сотрудникам, друзьям и даже ближайшим родственникам; не разглашайте пин-код;
- не храните пин-код вместе с карточкой и не записывайте его на карте;
- сохраняйте все чеки от всех операций с картами (даже неудачных, когда оплата не произошла) как минимум до проверки выписки;
- предупреждайте банк о будущих поездках за границу - банк возьмет на контроль операции по вашей карте.
Иван ПРАВДИН,
«Судебно-юридическая газета»
Юристы предупреждают
Помните: с точки зрения юриспруденции вернуть пострадавшему владельцу карты украденные деньги практически невозможно. По существующим законам виноваты только злоумышленник и сам клиент (не был внимательным), а не банк и не банкомат, - говорит адвокат «Легал групп». В таком случае, чтобы владелец карты получил деньги обратно, нужно поймать мошенника, арестовать его денежные средства и только после постановления следствия или решения суда можно вернуть деньги законному владельцу. Но если их украли при помощи скиммера, то что-либо доказать практически невозможно. Однако в любом случае не стоит отчаиваться. Если доказано, что причина пропажи - не ваше головотяпство, хорошие юристы смогут повернуть дело так, чтобы банк был заинтересован вернуть вам деньги, дабы сохранить репутацию.