Комитет Верховной Рады по правовой политике рекомендовал Верховной Раде принять за основу законопроект Кабмина о добропорядочном лоббировании. Напомним, Кабмин предлагает определить в законе о предотвращении коррупции, что к правонарушениям, связанным с коррупцией, относится также деяние, не содержащее признаков коррупции, но нарушающее требования, запреты и ограничения, установленные законом о добропорядочном лоббировании. Соответствующий законопроект правительства 10337 появился в Верховной Раде 13 декабря.
Вносить предписания о нарушении требований законодательства по вопросам лоббирования поручат Нацагентству по предотвращению коррупции (НАПК), нового руководителя которого, как известно, отбирает конкурсная комиссия с участием международных экспертов.
Предписание будет вноситься НАПК руководителю соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации по устранению нарушений законодательства, проведению служебного расследования, привлечению виновного к установленной законом ответственности.
Кабмин предлагается в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить принятие Правил этического поведения субъектов лоббирования.
Вместе с тем деятельность общественных активистов не будет подпадать под определение лоббизма. Это четко акцентирует внимание Правительство и народные депутаты из фракции «Слуга народа».
Так, доработанный законопроект учитывает предложения, предоставленные коалицией общественных организаций, в частности, в части об адвокации. Адвокация не является лоббизмом и это четко зафиксировано в проекте Закона. Субъекты адвокации, в том числе общественные активисты, не попадут в Реестр прозрачности, куда будут вноситься данные о субъектах лоббирования.
Так, законопроект разграничивает:
Субъекты адвокации – граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, непредпринимательские общества, которые в соответствии с законом неприбыльными организациями, общественные организации, не имеющие статуса юридического лица.
Субъект лоббирования – физическое или юридическое лицо, его работники, осуществляющие лоббирование в интересах клиента на основании договора о предоставлении услуг по лоббированию или в собственных интересах, сведения о которых внесены в Реестр прозрачности в установленном законодательством порядке.
Действие закона не будет распространяться на представительство внешнеполитических интересов дипломатическими учреждениями, деятельность медиа, а также политические партии.
Также действие закона не распространяется на деятельность, связанную с привлечением, использованием, мониторингом, предоставлением и использованием международной технической помощи, реализации проектов и программ международной технической помощи.
Дополнительно четко указано, что не будет считаться лоббированием адвокация, а также деятельность, которая ограничивается реализацией права на мирные собрания, участием в публичных консультациях и т. д.
Интересно, что также определен запрет быть субъектом лоббирования действующим чиновникам и бывшим чиновникам в течение 2 лет после увольнения.
Также отдельно отмечено, что адвокат, адвокатское бюро или адвокатское объединение не могут лоббировать по договору о предоставлении юридической помощи.
Пока не ясно, кто именно на практике может попасть в соответствующий реестр субъектов лоббирования, ведь закон фактически описывает только сами исключения.
Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Денис Маслов назвал этот законопроект «Лоббирование по-украински».
Также следует напомнить, что 25 декабря Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по нарушению законодательства в сфере лоббирования» №10373.
Им предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусматривающих:
Напомним, 12 декабря Еврокомиссия решила создать Реестр прозрачности организаций, чтобы «вывести на свет» скрытое влияние иностранного их лоббистов на политику в странах ЕС. Так, в Реестре прозрачности предлагается зарегистрировать субъекты, осуществляющие деятельность по представительству интересов от имени третьей страны. Государствам-членам будет предложено создать или адаптировать существующие национальные реестры для этой цели.
Также напомним, 20 сентября вступил в силу Закон «О правотворческой деятельности» (законопроект 5707), предусматривающий внесение Кабмином в течение 6 месяцев законопроекта о лоббизме и лоббистской деятельности.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.