Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Президент Владимир Зеленский подписал Закон о Государственном бюджете на 2024 год (законопроект 10000).
Он устанавливает новые условия оплаты труда для государственных служащих. Однако – не для всех.
Так, установлено, что в 2024 году оплата труда государственных служащих производится на основе классификации должностей. Фактически госорганы должны будут как можно быстрее провести классификацию должностей. Для тех же госорганов, которые ее не проведут, будут более жесткие правила. То есть оплата труда чиновников будет зависеть от того, осуществят ли там эту классификацию.
Впрочем, депутаты предусмотрели исключение.
Так, классификацию должностей не должны проводить органы, определенные пунктами 20-22 Заключительных положений, а именно: Аппарат Верховной Рады Украины, НАПК, НАБУ и ГБР, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), АМКУ, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Руководители государственной службы в этих органах, в отличие от других, в рамках экономии фонда оплаты труда смогут устанавливать государственным служащим дополнительные стимулирующие выплаты.
Кроме того, на НАПК, НАБУ и ГБР не распространяется норма об использовании «замороженного» прожиточного минимума в 2102 грн при расчете должностных окладов.
Напомним, такой замороженный прожиточный минимум установлен для судей, работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов.
Для прокуроров он вообще составляет 1600 грн (хотя Совет прокуроров заявил о нарушении такими ограничениями независимости прокуроров).
В то же время определено, что оплата труда, денежное обеспечение работников НАБУ, ГБР, должностные оклады которых определены в 3 размерах к должностному окладу, установленному КМУ для работников, занимающих соответствующие должности в центральных органах исполнительной власти, осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год.
Оплата труда работников НАПК осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год, с учетом прожиточного минимума в 3028 грн.
Оплата труда работников Министерства обороны, Министерства внутренних дел, НКРЭКУ осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год.
Оплата труда работников Антимонопольного комитета производится в соответствии с Законом об усовершенствовании законодательства о защите экономической конкуренции и деятельности АМКУ от 9 августа 2023 года №3295–IX.
Оплата труда работников Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) определяется специальным законом.
Условия оплаты труда государственных служащих, предусмотренные в пунктах 12–15 Заключительных положений (то есть для всех других органов, которые должны провести классификацию должностей), не применяются при определении оплаты труда государственных служащих аппарата органа законодательной власти.
Оплата труда государственных служащих Аппарата Верховной Рады в 2024 году и законодательного урегулирования правового статуса парламентских государственных служащих осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год, с продолжением действия абзаца 8 пункта 14 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона «О государственной службе» .
Напомним, что по этому абзацу 8 руководители государственной службы в рамках экономии фонда оплаты труда имеют право устанавливать государственным служащим дополнительные стимулирующие выплаты в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
При этом, как определено законом о бюджете, фонд оплаты труда Аппарата Верховной Рады устанавливается в размерах, не менее предусмотренных на 2023 год.
Как так получилось
Положения, согласно которым новые правила для госслужащих не будут распространяться на Аппарат Верховной Рады, добавили только ко второму чтению законопроекта о бюджете.
Дело в том, что от Комитета по вопросам Регламента поступило обращение, где было отмечено, что в доработанном законопроекте «не учтены особенности правового статуса и деятельности аппарата единого законодательного органа» и «обращено внимание на возникновение правовой неопределенности». Первый вице-спикер Александр Корниенко направил в Комитет комплексное предложение по уточнению Заключительных положений по оплате труда государственных служащих государственных органов, которые не будут применять в 2024 году условия оплаты труда на основе классификации должностей, и обратился с просьбой учесть такое предложение.
В обращении Александр Корниенко отметил, что такое предложение сформировано на основе вышеупомянутых предложений Регламентного комитета «в целях четкости изложения правовых норм и недопущения их разного толкования при практическом применении».
Напомним, что 9 ноября Верховная Рада также приняла постановление 10222, согласно которому на оплату труда помощников-консультантов одного депутата нужно 107,8 тысячи грн в месяц.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.