Совет прокуроров Украины обратился в Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности с просьбой внести изменения в проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2024 год» и установить прожиточный минимум для определения базового размера должностного оклада прокурора окружной прокуратуры на уровне прожиточного минимума, установленного для определения базового размера должностного оклада судьи
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в 2024 году планируется оставить тот же уменьшенный прожиточный минимум для расчета должностных окладов судей и прокуроров, что и в 2023 году. Соответствующие нормы предусмотрены в законопроекте о Государственном бюджете на 2024 год.
А именно, 2102 грн – для определения базового размера должностного оклада судьи и всего 1600 грн – для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры.
В то же время, «общий» прожиточный минимум для трудоспособных лиц составит 3028 грн.
В 2023 году существовали те же ограничения. Вместе с тем заключительные положения действующего закона о бюджете устанавливают, что ограничения при расчете должностных окладов относительно уменьшенного прожиточного минимума не распространяются на работников НАПК и НАБУ.
В 2024 году также предложено не распространять ограничения на работников НАПК и НАБУ.
Вместе с тем, в 2024 году может появиться еще одна категория, в отношении которой предлагается не применять ограниченный прожиточный минимум – следователи Государственного бюро расследований.
Также более высокие зарплаты предлагается сделать в Специализированной антикоррупционной прокуратуре.
Следовательно, работники разных органов оказываются в разном положении, и «обычные» прокуроры – в далеко не наилучшем.
Как указывает Совет прокуроров, предложенный прожиточный минимум для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры на уровне 1600 грн (для судей, работников других государственных органов, а также работников налоговых и таможенных органов – 2102 грн) является нарушением гарантий независимости прокуроров относительно надлежащего материального, социального обеспечения.
Нарушение гарантий независимости прокуроров допущено с учетом следующего:
Конституционный Суд Украины в решении от 18 июня 2020 г. № 5-р(II)/2020 отметил, что на основании совпадения элементов деятельности прокуроров и судей как лиц, соединяющих принадлежность к юридической профессии, можно говорить также и о потребности в применении общего (единого) подхода к решению вопросов их вознаграждения.
Прокуратура институционально отнесена к системе правосудия. Определенные статьей 131-1 Конституции Украины функции и юридический статус прокуратуры, а также установленный Законом Украины «О прокуратуре» статус прокурора и объем гарантий его независимости составляют единую систему гарантий независимости прокуратуры.
Верховная Рада Украины создала основания для уверенности прокуроров в том, что их статус (и соответственно неотделимые его элементы), как и статус судей, гарантированный государством, защищен нормативными актами более высокого уровня, чем подзаконные акты.
Консультативный Совет европейских прокуроров в Заключении «Независимость, подотчетность и этика прокуроров» № 13(2018) указал на то, что с учетом близости и дополняемого характера задач судей и прокуроров, а также требований по их статусу и условиям службы прокурорам предстоит иметь подобные гарантии к тем, что ими наделены судьи (пункт 14).
Требования обеспечения принципов независимости прокурора и подобных гарантий статуса прокуроров и судей определены также Заключением № 12 (2009) Консультативного совета европейских судей (КРЕС) и Заключением № 4 (2009) Консультативного совета европейских прокуроров (КРЕП).
Следовательно, независимость прокуроров не является прерогативой или предоставленной привилегией, а гарантией справедливого, беспристрастного и эффективного осуществления ими своих полномочий.
Предложенный законопроектом о Государственном бюджете Украины на 2024 год уменьшенный почти вдвое уровень прожиточного минимума для прокуроров нивелирует ожидаемые результаты реформы органов прокуратуры и не соответствует принципам верховенства права, добавили в Совете прокуроров.
Следует отметить, что Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности, который возглавляет Сергей Ионушас, уже отмечал, что просит бюджетный комитет парламента пересмотреть заложенный в проект Бюджета на 2024 год прожиточный минимум в 1600 грн для окладов прокуроров.
Однако по состоянию на данный момент в этом вопросе движения нет.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.