В Украине до декабря 2023 года должен быть создан новый суд. Он будет рассматривать административные дела против государственных органов. Такое условие предусмотрено Меморандумом по МВФ (пункт 56), который был подписан 24 марта 2023 года.
Орган, который будет задействован в процессе отбора судей для нового суда, уже назначен в полном составе – Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС). Итак, если парламент примет соответствующий закон о создании нового суда, одной из первоочередных задач для ВККС станет проведение конкурса на должности в этот админсуд.
Напомним, что в декабре 2022 года был принят закон, которым создан Киевский городской окружной административный суд. Однако этот суд создан только «на бумаге», ему не предоставлены соответствующие полномочия, которые выписаны в Меморандуме с МВФ и, как отмечают народные депутаты, будет внесен отдельный законопроект об урегулировании поставленных Фондом требований.
Какие требования предъявляли в МВФ
Напомним, соответствующее письмо о намерениях к Меморандуму о четырехлетней кредитной программе с МВФ более чем на 15 миллиардов долларов подписали премьер-министр Денис Шмыгаль, министр финансов Сергей Марченко и Президент Украины Владимир Зеленский.
В части судебной реформы в Меморандуме с МВФ идет речь о следующих требованиях.
1) «Мы завершим назначение на должности в Высшем совете правосудия, которые остаются вакантными, обеспечив открытое и прозрачное проведение процедуры Этическим советом».
В настоящее время в ВСП остаются вакантными 4 места.
Одно – по квоте ученых (как писала «Судебно-юридическая газета», 2 июня съезд ученых не смог определиться с кандидатом по своей квоте из числа Олега Рожнова и Николая Хавронюка, и теперь придется проводить новый конкурс по этой квоте), два места по квоте адвокатуры (здесь кандидатов даже не выдвигали) и одно – от Президента.
Отметим, что Этический совет отобрал по квоте Президента трех кандидатов, которые, по его мнению, добродетельны: это судья Высшего антикоррупционного суда Олег Колиуш, доцент кафедры частного права Национального университета «Киево-Могилянская академия» Леся Музыка и профессор кафедры адвокатуры Национального юридического университета имени Я. Мудрого Иван Назаров.
Но Олега Колиуша избрали в состав нового ВККС, поэтому у главы государства остается выбор либо назначить одного из двух, либо не назначать ни одного.
Также напомним, что украинские представители в составе Этического совета выступили против предоставления рекомендации Лесе Музыке. Вопросы к ней возникли у судей Льва Кишакевича, Юрия Трясуна и Владимира Северина. Во-первых, защита диссертации Леси Музыки на соискание ученой степени доктора юридических наук в Институте государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины проходил в условиях потенциального конфликта интересов. Дело в том, что отец Леси Музыки, Анатолий Музыка, является членом диссертационного совета, в котором 11 мая 2021 года состоялась защита диссертации кандидатки. Хотя лично отец Леси Музыки на защите докторской диссертации дочери не присутствовал и участие в обсуждении диссертации не принимал. Впрочем, по мнению украинских членов Этического совета, Леся Музыка с целью защиты диссертации должна была обратиться в другое заведение высшего образования или научное учреждение.
Во-вторых, Леся Музыка в марте 2022 выехала во Францию, где проживала и в 2023 году. При этом в заявлении, которое Леся Музыка подала для участия в конкурсе на должность члена Высшего совета правосудия, кандидат указала, что фактически проживает в Киеве.
Отметим, что хотя список рекомендованных был представлен в апреле, но по состоянию на июнь ни один из кандидатов Президентом не назначен.
2) Вторым требованием в части судебной реформы является принятие закона об отборе судей Конституционного Суда Украины. И здесь тоже все не так-то просто.
«В рамках наших обязательств по вступлению в ЕС мы примем до конца июня 2023 года закон, который обеспечит эффективное решение относительно Совещательной группы экспертов из шести членов для проверки кандидатов в Конституционный суд», - говорится в Меморандуме.
И хотя в Верховную Раду уже внесли несколько законопроектов, ни один «международников» пока не устраивает.
В частности, активные члены гражданского общества подвергли критике законопроект 9322 об уточнении положений о конкурсном отборе кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины, который зарегистрировали 25 мая Денис Маслов, Николай Стефанчук и другие.
В свою очередь спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук недавно отмечал, что Украина не может терять собственный суверенитет при определении порядка избрания судей КСУ.
Напомним, прописанная в принятых в 2022 году законопроектах 7662 и 7663 о новом порядке отбора судей КСУ процедура сначала одобрялась Венецианской комиссией, но затем там передумали. Уже после того, как эти законопроекты были приняты, как писала «Судебно-юридическая газета», ВК опубликовала откорректированное заключение.
25 января 2023 года председатель Венецианской комиссии Клер Бази Малаури обнародовала письмо Руслану Стефанчуку, где констатировала, что украинская сторона «не выполнила» все рекомендации ВК в принятом законе об отборе судей КСУ.
В частности, Венецианская комиссия предлагала исключить возможность назначения Верховной Радой, Президентом и съездом судей Украины кандидатов в судьи КСУ, не рекомендованных Совещательной группой экспертов (СГЭ). Сама Совещательная группа формируется наполовину из членов, делегированных «международниками».
Также Венецианская комиссия подчеркнула, что в состав Совещательной группы следует ввести седьмого члена по международной квоте. То есть еще больше расширить роль «международников» в процессе отбора судей КСУ.
«После роспуска Окружного административного суда города Киева в декабре 2022 года, мы создадим до конца декабря 2023 года новый суд, который будет рассматривать административные дела против национальных государственных органов (например, НБУ, НАБУ, НАПК) судьями, которые прошли надлежащую проверку на независимость, компетентность и добродетель», - говорится в Меморандуме .
Почему авторами Меморандума избран именно такой перечень органов – «НБУ, НАБУ, НАПК», которые будут выступать ответчиками по делам, которые будет рассматривать новый суд, пока неясно.
Заметим, что в недавнем интервью UBR председатель Комитета ВР по налоговой политике Даниил Гетманцев рассказал, что «МВФ – не просто кредитор. Фонд, с одной стороны, дает сигнал, маркер для других стран и кредиторов, а с другой – выступает фасилитатором между ними и Украиной. К примеру, МВФ помогает отсрочить погашение наших существующих обязательств.
Страны G7 как члены Фонда согласовывают его решение. В наших сегодняшних условиях я бы вообще не хотел рассматривать вероятность отсутствия финансирования МВФ.
Сегодня сотрудничество с Фондом является не просто приоритетом, а очень важным условием для выживания. Поэтому я убежден, что мы выполним эти структурные маяки. Кстати, они не сверхсложные».
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.