В производстве Верховного Суда находилось дело по иску пенсионера Вооруженных Сил к Главному управлению Пенсионного фонда Украины (ГУ ПФУ) о признании действий противоправными и обязательства к совершению действий.
По этому делу истец, с целью осуществления перерасчета пенсии, обратился к ответчику с заявлением, в котором просил провести с 1 января 2018 года перерасчет и выплату основного размера пенсии, исходя из 90% денежного довольствия с учетом проведенных платежей, определенных в справке ГУ ПФУ о размере денежного довольствия, установленного по соответствующей (аналогичной) должности (на день увольнения со службы).
В то же время ответчик снизил процентный размер пенсии истца с 90% до 70% денежного довольствия.
Не соглашаясь с таким решением ГУ ПФУ, пенсионер обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправными действия ответчика при проведении перерасчета пенсии с 1 января 2018 во исполнение постановления Кабинета Министров Украины «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц» от 21 февраля 2018 года № 103 (далее – Постановление № 103) об уменьшении размера пенсии за выслугу лет с 90% до 70% денежного довольствия и обязать пенсионный орган провести истцу перерасчет и выплату с 1 января 2018 года пенсии в размере 90% денежного довольствия с учетом ранее выплаченных сумм.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, иск был удовлетворен.
Принимая такое решение, суды исходили из того, что при перерасчете пенсии на основании Постановление № 103 и постановления Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 года № 704 «О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» (далее – Постановление №704) ее максимальный размер должен исчисляться, исходя из размера пенсии в процентах, определенного на момент выхода на пенсию.
Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций, кассационную жалобу ГУ ПФУ оставил без удовлетворения, а судебные решения судов первой и апелляционной инстанций – без изменений.
Суд отметил, что разница процентного значения размера основной пенсии для вышедших в разный период военнослужащих обусловлена действующими на тот момент редакциями статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 9 апреля 1992 года № 2262-XII (далее – Закон № 2262-ХІІ).
Верховный Суд обратила внимание на то, что при внесении изменений в указанную статью в 2011 году и 2014 году в заключительных и переходных положениях законов о внесении изменений в Закон № 2262-ХІІ не было оговорки об изменении (уравнении) размера процентов получаемой пенсии лицам, которым она ранее была назначена в максимальном размере 90%, 80%, к размеру, определенному действующей редакцией статьи 13 Закона № 2262-ХІІ.
При этом Суд отметил, что Верховный Суд определением от 30 ноября 2022 года по делу № 380/24477/21 обращался в Большую Палату Верховного Суда о необходимости отступления от правовой позиции Большой Палаты Верховного Суда, высказанной по образцовому делу № 240/5401/18.
Указанное определение было мотивировано, в частности, тем, что сформированная Большой Палатой Верховного Суда в постановлении от 16 октября 2019 года по образцовому делу № 240/5401/18 правовая позиция приводит к тому, что лица, имеющие право на пенсию в соответствии с Законом № 2262 -ХІІ, выходя на пенсию в настоящее время, получают выплаты ниже, чем лица, которым пенсия выплачивается на уровне 80-90%, но не обновленного денежного довольствия.
В связи с чем в спорных правоотношениях следует сформировать практику, при которой к правоотношениям по перерасчету пенсий лицам по нормам Закона №2262-ХІІ пенсионному органу следует применять действующую на момент осуществления перерасчета редакцию статьи 13 Закона №2262-ХІІ в части определения процента обеспечения, по которому рассчитывается пенсия (с законодательно определенным ограничением, что в случае если вследствие перерасчета пенсий, размеры пенсий лицам, имеющим право на пенсию по Закону №2262-ХІІ, ниже, сохраняются размеры ранее назначенных пенсий).
Однако постановлением Большой Палаты Верховного Суда от 12 января 2023 года постановлено вернуть дело № 380/24477/21 в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда для рассмотрения в соответствующей коллегии.
Учитывая вышесказанное и с учетом правовой позиции Большой Палаты Верховного Суда, сформулированной по примеру № 240/5401/18, Верховный Суд пришел к выводу, что у территориальных органов Пенсионного фонда Украины отсутствуют предусмотренные законом полномочия уменьшать размер пенсии для лиц, которым она назначена раньше в размере большем, чем это предусмотрено действующей редакцией статьи 13 Закона №2262-ХІІ; такой подход основывается на законе, который в аспекте спорных правоотношений соответствует критерию качества и предсказуемости закона.
При этом разные подходы к механизму перерасчета пенсий (денежного довольствия) разных категорий лиц обусловлены как разным конституционно-правовым статусом (например, в соответствии с частью пятой статьи 17 Конституции Украины государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах. Украины и других военных формированиях), так и законодательным регулированием (в частности, существенными изменениями в оплате труда (денежном обеспечении) прокуроров и судей). Постановление Верховного Суда от 2 марта 2023 г. по делу №300/5477/21 (административное производство № К/990/17719/22).
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.