11 апреля Высший совет правосудия рассмотрел и предоставил консультативное заключение на законопроект 9159, которым предлагается ограничение судейского вознаграждения, денежного довольствия членов Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей суммой 67 тысяч грн.
При этом Высший совет правосудия высказал позицию и в отношении уже принятого 10 апреля закона (законопроект 8312), которым предусмотрено ограничение зарплат должностных лиц, но прямо не прописана норма в отношении судей.
Исходя из озвученной докладчицей, членом ВСП Оксаной Блаживской позиции Высшего совета правосудия, данный закон напрямую касается и возможности ограничения судейского вознаграждения, а также зарплат членов Высшего совета правосудия и ВККС.
По законопроекту 9159
Напомним, что ВСП предоставляет консультативные выводы именно на законопроекты, а не на уже принятые законы. Поэтому консультативное заключение касается законопроекта 9159 о внесении изменений в Госбюджет на 2023 год относительно увеличения расходов на выплаты военнослужащим и их семьям за счет применения ограничения по начислению заработной платы в государственном секторе. Этот законопроект подали Георгий Мазурашу, Сергей Кузьминых, Руслан Горбенко, Юлия Яцик и другие.
Им предлагается установить, что в 2023 году на период действия военного положения заработная плата, денежное довольствие работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений (включая органы государственной власти и другие государственные органы, органы местного самоуправления), начисляются в размере, не превышающем 10 размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 число месяца, за который начисляются соответствующие выплаты. То есть, до 67 тысяч грн, если учесть, что с 1 января 2023 года минимальная зарплата составляет 6700 грн.
Это ограничение, как предлагают авторы, применяется также при начислении заработной платы, судейского вознаграждения, денежного довольствия соответственно народным депутатам Украины, судьям, судьям Конституционного Суда Украины, членам Высшего совета правосудия, членам Высшей квалификационной комиссии судей Украины, прокурорам, работникам, служебным и должностным лицам Нацбанка, а также другим должностным и должностным лицам, работникам, оплата труда которых регулируется специальными законами.
Докладчик по вопросу член ВСП Оксана Блаживская отметила – Конституция определяет, что исключительно законами определяется статус судей. Воздействие на судью любым способом запрещается. Размер вознаграждения устанавливается законом о судоустройстве. КСУ неоднократно обращал внимание на недопустимость уменьшения размера судейского вознаграждения и пожизненного содержания судей в отставке.
Ограничение судейского вознаграждения является посягательством на независимость судей, отметила Оксана Блаживская. Она добавила, что из-за уменьшения судейского вознаграждения может возрасти кадровый кризис в судах.
Что касается уже принятого закона
Напомним, 10 апреля Верховная Рада приняла другой закон об ограничении зарплат государственных служащих и должностных лиц. Речь идет о законопроекте 8312, который поначалу этого не предусматривал.
Впрочем, после обсуждения в зале было решено одобрить поправку 48, которая устанавливает, что в апреле 2023 года и на период до прекращения или отмены военного положения заработная плата или денежное обеспечение работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений, включая органы государственной власти, кроме органов местного самоуправления начисляются в размере, не превышающем 10 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2023 года. То есть они могут получать не более 67 тысяч грн.
Это ограничение, согласно поправке, должно применяться также при начислении заработной платы народным депутатам Украины, членам Кабинета Министров, прокурорам, работникам, должностным и должностным лицам Национального банка, а также другим служебным и должностным лицам, работникам, оплата труда которых регулируется специальными законами, работникам субъектов хозяйствования, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству или другому хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежат государству.
Вместе с тем, по состоянию на момент подачи поправки (в редакции сравнительной таблицы от 5.04) она не предусматривала ограничение именно судейского вознаграждения.
Поэтому в юридических кругах возникла определенная дискуссия относительно того, касается ли это ограничение судей.
По словам Оксаны Блаживской, нормы закона 8312 фактически «дублируют положения законопроекта 9159» авторства Георгия Мазурашу.
Так, она отметила, что «под категорию «другие должностные и должностные лица, работники, оплата труда которых регулируется специальными законами» подпадают члены Высшего совета правосудия, ВККС и должностные лица руководящего состава, их секретари, оплата труда которых регулируется законом о Высшем совете правосудия и судоустройство, статус судей».
«ВСП обращает внимание, что все законы, касающиеся статуса судей и судебной системы, могут быть приняты при учете позиции высшего органа судейского управления – Высшего совета правосудия.
Неучет позиции Высшего совета правосудия и других органов системы правосудия неизбежно приведет к принятию очевидно дискриминационных актов.
По убеждению Высшего совета правосудия, как принятый закон 8312, так и проект 9159 нарушают гарантии независимости судей, членов ВСП, ВККС, должностных лиц и их секретарей.
Увеличение зарплат военнослужащим важно, но за счет существенного уменьшения судейского вознаграждения, вознаграждения членам органов судейского управления может оказаться несоразмерной мерой с последствиями, которые она повлечет», - озвучила позицию Высшего совета правосудия Оксана Блаживская.
Учитывая вышеуказанное, Высший совет правосудия не поддерживает законопроект 9159 (и соответственно норму закона 8312).
За такой вывод проголосовали единогласно все члены ВСП в количестве 17 членов.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.