Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Палата досудебного производства II Международного уголовного суда издала ордера на арест Путина и уполномоченного президента РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Президент США Джо Байден заявил в комментарии журналисту из CNN, что ордер на арест, выданный Международным уголовным судом для Путина, «является очень весомым аргументом. В то же время, американский президент отметил, что полномочия суда не признают ни Россия, ни США. «Вопрос о том, что мы также не признаем это на международном уровне. Но я считаю, что это очень сильная позиция», — добавил он.
Напомним, Украина подписала Римский статут Международного уголовного суда 20 января 2000 года, однако до сих пор не ратифицировала его.
Дело в том, что в отличие от международных судебных органов, которые по своей природе являются вспомогательными средствами защиты прав и свобод человека и гражданина, Международный уголовный суд дополняет систему национальной юрисдикции и может принимать в свое производство дело не только по обращению государства-участника, но и по своей инициативе.
Вместе с тем, не ратифицировав Статут, Украина предоставила Международному уголовному суду право расследовать преступления на своей территории. Участницами Римского статута являются 123 государства, среди которых в том числе государства Южной Америки и около половины государств Африки, поэтому формально они должны учитывать изданные МУС ордера.
Не подписали и не ратифицировали статут, в том числе Китай, Индия, Беларусь, Турция, Казахстан. Россия, как и США, подписывала статут, но со временем отозвала свою подпись.
Некоторые государства принципиально отрицательно относятся к самой идее существования МУС. По их мнению, МУС ограничивает суверенитет государства и имеет неопределенную широкую компетенцию. Такого мнения придерживаются такие государства, как США, Китай, Индия, Израиль и Иран.
Наиболее ярым противником МУС являются США
Несмотря на то, что правительство США подписало Римский статут в 2000 году, уже в 2002 году оно отозвало свою подпись.
Сначала Билл Клинтон, подписывая документ, объяснил, что США не собираются ратифицировать Римский статут, пока в полной мере не ознакомятся с деятельностью МУС.
Впоследствии администрация Буша-младшего, имея целью защиту собственных военнослужащих, вообще отказалась от участия в Римском статуте, назвав его нарушающим национальные интересы и суверенитет США.
Кроме того, в 2002 году был принят специальный Закон о защите американского персонала за рубежом, разрешивший применение военной силы для освобождения любого американского гражданина или граждан стран союзников США, задержанных на территории любого государства.
В то же время США заключили ряд двусторонних соглашений, в которых обязали соответствующие государства не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду; в случае нарушения этих договоренностей США прекратят оказывать военную помощь и любую другую поддержку.
США налагали санкции на главу Международного уголовного суда
При этом США даже налагала санкции на прокурора Международного уголовного суда. Так, в сентябре 2020 года администрация президента США объявила о введении санкций в отношении прокурора МУС из-за того, что суд продолжает расследование в отношении американских граждан. Помпео, тогда занимавший пост госсекретаря США, назвал МКС «насквозь коррумпированным».
Санкции были наложены на фактическую главу МУС – прокурора МКС Фату Бенсуду (сейчас ее в должности сменил Карим Хан) и руководителя одного из подразделений суда Факисо Мочочоко. Дело в том, что должностные лица МУС были причастны к расследованию предполагаемых военных преступлений, совершенных военнослужащими США в Афганистане.
Только в апреле 2021 года Джо Байден снял санкции и визовые ограничения для должностных лиц Международного уголовного суда. Кроме того, госдепартамент отменил распоряжение от 2019 года о визовых ограничениях в отношении некоторых сотрудников МУС.
При этом госдеп подчеркивает, что эти шаги не означают, что у США больше нет претензий к работе суда.
«Мы по-прежнему в корне не согласны с действиями МУС по Афганистану и Палестине», - сказал госсекретарь Энтони Блинкен. Однако госдеп теперь считает более продуктивным пытаться «вести диалог с судом» по спорным вопросам, а не вводить санкции.
«Мы сохраняем наши давние возражения против усилий Суда по установлению юрисдикции в отношении персонала государств, которые не подчиняются юрисдикции суда, как Соединенные Штаты и Израиль. Однако мы считаем, что наши опасения по поводу этих дел лучше решать путем взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами в процессе МКС, а не путем введения санкций», - добавил Блинкен.
Госдепартамент также напомнил, что поддерживает планы по реформированию МУС.
В статье для The Washington Post кандидат политических наук и международных отношений в Университете Южной Калифорнии Кайл Рэпп и научный сотрудник ректора факультета социальных наук Университета Южной Калифорнии, а также основатель и директор Международной лаборатории правосудия в William & Mary Келебогиле Звобго проанализировали такой «маятник» с санкциями.
«МУС начал расследования в Афганистане и на палестинских территориях. Находясь у власти, Джордж Буш-младший и Барак Обама поддерживали работу суда в одних областях, когда она соответствовала интересам США, и сопротивлялись в других. Это выборочное участие означало, что они могли поддерживать расследования суда в таких странах, как Судан и Ливия, отвергая при этом юрисдикцию суда в отношении стран, не являющихся членами МУС, — США или союзников США, таких как Израиль.
Но прокурор МУС последовательно подтверждал юрисдикцию суда над американским персоналом в Афганистане и над израильским персоналом на оккупированных палестинских территориях, а именно в секторе Газа и на Западном берегу (включая Восточный Иерусалим).
Начатое в 2006 году во время второго президентского срока Буша расследование в Афганистане касается предполагаемых военных преступлений и преступлений против человечности, в том числе совершенных американскими военными и разведчиками.
Предварительные выводы МУС показывают, что прокуратуру особенно интересуют утверждения о пытках в местах содержания под стражей ЦРУ.
Палестинское расследование было возбуждено во время второго президентского срока Обамы, в 2015 году. Расследование было запрошено палестинским правительством вскоре после того, как оно стало членом МУС. Расследование касается предполагаемых незаконных действий палестинских и израильских сил — от ракет ХАМАС и палестинских сил до израильских поселений на палестинской территории.
Администрация Трампа приняла ответные меры против Бенсуды и Мочочоко. В своем выступлении перед Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2018 года тогдашний президент Дональд Трамп сказал, что «МУС не обладает ни юрисдикцией, ни легитимностью», и это заявление, казалось, означало конец выборочного взаимодействия США с судом.
В марте 2019 года госсекретарь Майк Помпео отозвал визы в США для должностных лиц МУС, включая Бенсуда. В своем заявлении Помпео пригрозил МУС «дополнительными шагами, включая экономические санкции», если суд не прекратит расследование в отношении американского персонала в Афганистане.
В марте 2020 года судьи суда удовлетворили ходатайство Бенсуды о завершении ее предварительного следствия в Афганистане и начале полного расследования. Три месяца спустя, в июне, Трамп издал указ № 13928 о замораживании финансовых активов США и ограничении поездок лиц, причастных к расследованию, а также членов их семей», - идет речь в статье.
При этом, как отмечают авторы статьи, санкции США не применялись ни к заместителю прокурора Джеймсу Стюарту из Канады, ни к директору по расследованиям Мишелю де Смедту из Бельгии.
«МУС не может расследовать дела граждан стран, не являющихся членами. Однако в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда суд обладает юрисдикцией в отношении всех действий, совершенных на территории страны-члена, включая действия граждан стран, не являющихся членами. Поскольку Афганистан и палестинские территории являются сторонами Римского статута, суд подтвердил, что расследования — и любые будущие обвинения и преследования американского и израильского персонала — являются законными.
Неудивительно, что санкции вызвали серьезную международную реакцию. В июне 67 стран выступили с заявлением, в котором подтвердили свою поддержку МУС. В ноябре 74 страны, в том числе союзники США, такие как Великобритания, Германия и Франция, выступили с заявлением на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, в котором подтвердили свою поддержку суда и осудили санкции. Вмешались и правозащитные организации, назвав санкции «карательной мерой» и призвав администрацию Трампа отменить их. Другие организации оказали давление на Байдена, чтобы тот отменил санкции, назвав их «беспрецедентной атакой» на верховенство права.
Правовая инициатива «Открытое общество» даже подала в суд на правительство США, утверждая, что санкции нарушают свободу слова и ограничивают ее возможности работать с МУС. Джеймс Голдстон, исполнительный директор организации, заявил, что санкции были «предательством исторической приверженности Америки международному правосудию».
Таким образом, Байден, похоже, возвращается к политике Буша и Обамы: критиковать в одних областях и сотрудничать в других. Мы можем увидеть, как администрация Байдена примет тот же подход, поддерживая МУС в некоторых областях, таких как его расследование в Мали, и выступая против работы суда в таких местах, как палестинские территории», - отмечают авторы статьи.
Напомним, МУС был учрежден в 2002 году в Гааге. В его компетенцию входит расследование военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности в странах и территориях (не признаваемых некоторыми странами), где ответственные за это лица могут избежать правосудия. США отказались от участия в работе этого суда.
Юрисдикцию МУС Соединенные Штаты не признают.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.