Группа народных депутатов из фракций монобольшинства и оппозиции, среди которых председатель комитета по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №8375 о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка закрытия уголовного производства, начатого по фактам совершения правонарушений против мира, безопасности и международного правопорядка, которым предлагается ввести особый порядок закрытия уголовных производств в отношении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений против мира и безопасности в случае их смерти.
Законопроект предлагает внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины и отнести полномочия по закрытию уголовного производства, начатого по фактам совершения правонарушений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, если умер подозреваемый, обвиняемый, лицо, относительно которого собрано достаточно доказательств для уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения, но не поставлено в известность о подозрении в связи с ее смертью, к компетенции суда. Фигурантами таких уголовных производств могут быть, в том числе российские военные или коллаборанты. Действующая норма Уголовного процессуального кодекса предусматривает закрытие уголовных производств в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) постановлением прокурора.
При этом предусматривается, что суд в случае, если умершее лицо подозревается в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 437-439 Уголовного кодекса (планирование подготовка и развязывание агрессивной войны; нарушение законов и обычаев войны; применение оружия массового уничтожения), а также статьи 442 УК(геноцид) уголовное дело не может быть закрыто постановлением прокурора.
Кроме этого, инициаторы планируют установить особенности окончания досудебного расследования в уголовных производствах против подозреваемых в геноциде, применении оружия массового уничтожения, в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, в отношении которого собрано достаточно доказательств для уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения, но не сообщено в связи с его смертью. Предусматривается, что прокурор, признав собранные доказательства достаточными для установления факта совершения умершим подозреваемым или лицом, в отношении которого собрано достаточно доказательств для сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения, но не сообщено о подозрении в связи с его смертью, уголовных правонарушений предусмотренных статьями 437-439; 442 Уголовного кодекса обращается в суд с ходатайством о закрытии уголовного производства. Защитник такого подозреваемого или обвиняемого предоставляется доступ к материалам уголовного производства.
Также законодательной инициативой определены особенности судебного производства по совершению уголовных правонарушений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, в отношении которого собрано достаточно доказательств для уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения, но не сообщено о подозрении связи с его смертью.
По общему правилу, в случае смерти подозреваемого уголовное производство закрывается по части 5 статьи 284 Уголовного процессуального кодекса. Постановление о закрытии принимается прокурором. В случае же одобрения законодательной инициативы уголовные производства против умерших российских военных, коллаборантов или других лиц, подозреваемых или обвиняемых в геноциде или других преступлениях будут закрываться по результатам судебного разбирательства.
Как сообщала «Судебно-юридическая газета», в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается криминализировать незаконный вывоз российскими оккупантами украинцев
Автор: Ярослав Конощук
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.