Суды не всегда принимают во внимание выводы автотехнических экспертиз, особенно если они были проведены по заказу самих участников ДТП и содержат фактические несоответствия обстоятельствам ДТП.
Интересным в этом плане было рассмотрение в ноябре Оболонским районным судом Киева дела о ДТП на столичной Петровке.
Согласно материалам дела, 9 июня 2022 года недалеко от ресторана McDonalds произошло дорожно-транспортное происшествие с участием Toyota Camry и Tesla.
Приехавшие на место ДТП полицейские пришли к выводу, что автомобиль Toyota Camry, перед изменением направления движения, двигаясь с проспекта Оболонский и поворачивая слева на проспект Степана Бандеры, не убедился, что это будет безопасно и не создаст препятствий другим участникам дорожного движения, чем создал аварийную ситуацию для водителя Tesla Model 3, который двигаясь в попутном направлении, вынужден был резко изменить направление движения и совершил наезд на металлический отбойник.
При ДТП автомобиль Tesla получил повреждение, в то время как автомобиль Toyota не пострадал.
В итоге, за нарушение п. 10.1 ПДД (начало движения и изменение его направления) в отношении водителя Toyota Camry был составлен протокол по ст. 124 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств) КоАП.
Также в отношении гражданина был составлен и протокол по ст. 122 КоАП.
Впрочем, протокол был составлен и на водителя Tesla, но за то, что тот был невнимательным, не следил за дорожной обстановкой, не выбрал безопасную скорость движения (ст. 122 КоАП).
Однако ни один водитель не согласился с выводами полиции и своей вины не признал.
Кроме того, водитель Toyota Camry в августе направил в суд заключение эксперта по результатам автотехнической экспертизы и объяснения, в которых говорилось, что установленные полицейскими обстоятельства, изложенные в протоколе и в схеме ДТП, не отвечают фактическим обстоятельствам, которые были в действительности.
В ответ водитель Tesla в сентябре также прислал экспертное заключение по обстоятельствам ДТП, но это заключение уже было составлен в его пользу.
Изучив позиции сторон, суд отметил, что выводы автотехнических экспертиз сделаны по заказу обоих участников ДТП. При этом участники ДТП отказались провести экспертизу независимым учреждением, определенным судом.
Соответствующие экспертизы не основываются на надлежащих и достоверных исходных данных, которые согласовываются с другими доказательствами, собранными по этому делу, и не отвечают фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, суд отметил, что поскольку правонарушение было совершено 9 июня 2022 года, то есть с момента его совершения прошло более трех месяцев, производство по делу подлежит закрытию в связи с окончанием на момент рассмотрения дела сроков наложения административного взыскания.
Однако в своем решении суд все же констатировал вину водителя Toyota Camry в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 124 КоАП, фактически согласившись с выводами полиции.
При этом водитель Toyota Camry, еще не дождавшись решения суда, уплатил штраф по ст. 122 КоАП, и тем самым признал, что был невнимателен на дороге.
Относительно водителя Tesla, суд, закрывая производство по делу, отметил отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Суд пришел к выводу, что полицейские, составившие протокол на водителя Tesla по ст. 122 КоАП не указали формулировку объективной стороны (соответствующей фабулы) правонарушения, что лишило суд возможности проверить наличие в действиях водителя состава административного правонарушения, а конкретных доказательств подтверждения вины владельца Tesla материалы дела не содержали и в ходе судебного разбирательства установлены не были.
Напомним, что ранее «Судебно-юридическая газета» рассказывала, из-за каких ошибок полицейских суды закрывают дела по статье 130 КоАП.
Автор: Вячеслав Хрипун
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.