Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в Верховной Раде зарегистрирован законопроект Кабмина 7648 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию механизма судебного контроля за исполнением решений судов и процедуры установления или изменения способа исполнения судебных решений».
Так, предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы.
Проектом Закона предусмотрено внедрение следующих изменений:
1. Возможность суда изменить способ и порядок исполнения судебного решения об обязательствах государственного органа, государственного предприятия передать (вернуть) взыскателю имущество.
2. Совершенствование института судебного контроля за исполнением судебных решений по административным делам, должником по которым является субъект властных полномочий, а именно:
3. Совершенствование положений по наложению и уплате штрафа (уточнение субъекта, на которого налагается штраф, определение пятнадцатидневного срока для его добровольной уплаты).
4. Внедрение в гражданском и хозяйственном судопроизводстве аналогичного института судебного контроля за исполнением судебных решений, должниками по которым являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное или коммунальное предприятие (кроме положений об обязательном установлении судебного контроля).
5. Установление четких правил разграничения юрисдикций по делам об обжаловании решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя (рассмотрение жалобы в пределах одной юрисдикции, а также установление требований к форме и содержанию жалобы).
6. Рассмотрение судом заявлений взыскателя или государственного исполнителя об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, подлежащего исполнению в соответствии с Законом Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».
7. Увеличение предельного срока рассмотрения жалоб на решения, действия и бездействие государственного исполнителя или другого должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя при исполнении судебного решения с десяти дней до тридцати дней.
Директор Директората правосудия и уголовной юстиции Минюста Александр Олийнык отмечает, что в Украине существует долгоиграющая структурная проблема неисполнения или несвоевременного исполнения судебных решений национальных судов (группа дел Иванов/Бурмич).
Для ее решения была одобрена Национальная стратегия решения проблемы невыполнения решений судов, должниками по которым является государственный орган или государственное предприятие, учреждение, организация, на период до 2022 года. «Во исполнение указанной Стратегии Кабинетом Министров Украины был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию механизма судебного контроля за исполнением решений судов и процедуры установления или изменения способа исполнения судебных решений», – рассказал Александр Олийнык.
Также он объяснил некоторые изменения.
1. Возможность суда изменить способ и порядок исполнения судебного решения, в частности, на основании заявления взыскателя об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, подлежащего исполнению в соответствии с Законом Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».
«Суть изменений состоит в том, что по делам, выполнение которых гарантируется в соответствии с положениями указанного выше Закона Украины, по которым должник (государственный орган, государственное предприятие, юридическое лицо) обязан совершить определенные действия по имуществу, но такое судебное решение не может быть исполнено (невозможно вернуть или передать такое имущество), а также отсутствует согласие по его стоимости, – взыскатель может обратиться в суд и с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного решения в соответствии с заключением эксперта об определении стоимости такого имущества», – объяснил Директор Директората правосудия и уголовной юстиции Минюста.
2. Внедрение в гражданском и хозяйственном судопроизводстве института судебного контроля за исполнением судебных решений аналогичного тому, что действует в рамках административного судопроизводства. Так, законопроектом предлагается предусмотреть, что суд может по заявлению взыскателя или по собственной инициативе установить судебный контроль за исполнением судебных решений, должниками по которым орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное или коммунальное предприятие (кроме положений об обязательном установлении судебного контроля ).
Осуществление судебного контроля по таким делам может происходить путем:
Также предлагается, что по результатам рассмотрения отчета суд может принять решение об изменении способа (порядка) исполнения судебного решения.
Кроме того, в рамках административного судопроизводства проектом Закона предлагается определить категории дел, по которым суд обязан установить судебный контроль за исполнением судебных решений (вычисление, назначение, перерасчет, осуществление, предоставление, получение пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам).
3. Установление четких правил разграничения юрисдикций по делам об обжаловании решений, действий или бездействия государственного исполнителя или иного должностного лица органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя:
Вместе с тем Александр Олийнык сообщил, что на рассмотрении в Комитете Верховной Рады по правовой политике находятся также другие законопроекты по вопросам судебного контроля, которые были внесены на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины.
А именно: проекты законов Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию судебного контроля за исполнением судебных решений в хозяйственном и гражданском судопроизводстве» №7042 от 11.02.2022 и «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины по восстановлению принципа справедливости при осуществлении судебного контроля за исполнением судебных решений по административным делам» №5310 от 29.03.2021. В настоящее время осуществляется работа над законопроектами №№7648, 7042 и 5310 по поводу внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины единого законопроекта в редакции Комитета Верховной Рады Украины по правовой политике.
Так, в отличие от положений проекта Закона №7648 законопроектом в редакции Комитета предлагается предусмотреть:
1. В рамках административного судопроизводства установление судебного контроля за исполнением судебных решений по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, пособий, защиты, льгот; совершение определенных действий по имуществу только в случае поступления ходатайства взыскателя (проект Закона № 7648 предусматривает обязанность суда установить судебный контроль в таких категориях дел независимо от наличия (отсутствия) ходатайства взыскателя).
2. В рамках гражданского и хозяйственного судопроизводства возможность установления судебного контроля:
3. Осуществление судом судебного контроля за исполнением судебного решения, в частности, посредством доступа к АСВП через идентификатор доступа. «Такой идентификатор доступа обязательно должен быть указан в заявлении об изменении способа (порядка) выполнения решения или жалобе на действия государственного (частного) исполнителя», - добавил Александр Олийнык.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.