Группа народных депутатов, среди которых глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк, а также Роксолана Пидласа, зарегистрировали законопроект 8202, которым предлагается разрешить изменять существенные условия договора о закупке после его подписания. Проектом вносятся изменения в раздел Х «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках» об обеспечении условий выполнения договоров о закупке работ и услуг».
Как отмечают авторы, цены на материалы продолжают расти, но при этом определенные закупочным законодательством процедуры не дают возможности сторонам договора изменить цену договора.
Соответственно предлагается установить, что существенные условия договора о закупке, заключенного до введения военного положения или в период действия правового режима военного положения в Украине, могут изменяться после его подписания до исполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных частью пятой статьи 41 настоящего Закона, в случае:
1) увеличения цены договора о закупке работ (без изменения объемов работ и без изменения их качества) по результатам корректировки и переутверждения проекта строительства в установленном законодательством порядке, которое должно быть документально подтверждено экспертной организацией, имеющей право на проведение экспертизы проекта строительства в соответствии с законодательством, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены и не ранее чем через шесть месяцев с момента заключения договора о закупке;
2) увеличения цены договора о закупке услуг по текущему ремонту (без изменения объемов таких услуг и без изменения их качества), которая должна быть документально подтверждена заказчиком экспертной организацией, имеющей право на проведение экспертизы проекта строительства в соответствии с законодательством, в случае установления договора о закупке порядка изменения цены и не ранее чем через шесть месяцев с момента заключения договора о закупке;
3) изменения или установления порядка изменения цены в договоре о закупке для случаев, предусмотренных пунктами 9 и 10 части пятой статьи 41 (следует заметить, что ч. 5 ст. 41 Закона «О публичных закупках не содержит пунктов 9 и 10).
«По прогнозам Национального банка Украины, по итогам 2022 года инфляция превысит 30%. Так, по сообщению Государственной службы статистики Украины от 12.10.2022, в сентябре 2022 года по отношению к августу 2022 года индекс потребительских цен составил 101,9%, за период январь-сентябрь 2022 года – 121,8%.
Закон Украины «О публичных закупках» был принят в 2015 году, и предложенный в нем способ урегулирования соответствующих отношений не учитывает стремительных инфляционных процессов и изменений в экономике, происходящих во время военного положения.
Согласно частям 9, 10 статьи 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" задача на проектирование объектов строительства составляется и утверждается заказчиком по согласованию с проектировщиком. Задание на проектирование определяет обоснованные требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям объекта строительства, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства и составляется с учетом технических условий, градостроительных условий и ограничений.
Согласно пунктам 3, 6 Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признания утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2011 г. №560, одобрение и переутверждение проектов строительства осуществляется в порядке, установленном для их утверждения.Целью проведения экспертизы проектов строительства (далее - экспертиза) является определение и проверка качества проектных решений путем выявления отклонений от требований к прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в частности по соблюдению нормативов по созданию условий для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, допустимого процента застройки земельного участка, максимально допустимой высоты строительства и плотности населения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережения, сметной части проекта строительства. Экспертиза является завершающим этапом разработки проектов строительства.
Согласно абзацу второму подпункта 15.5 Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины 16.05.2011 №45, проектная документация на объекты строительства, построенные полностью или частично в соответствии с утвержденным проектом, не подлежит корректировке в связи с введением новых нормативных актов, за исключением случаев, когда такая корректировка обусловлена повышением в новых нормативных актах таких требований безопасности: обеспечение механического сопротивления и устойчивости (прочности), электро-, взрыво-, пожаробезопасности, энергоэффективности объекта и требований нормативов по созданию условий для беспрепятственного доступа для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения.
Пунктом 4.8 ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство» проектная документация на дома, здания, сооружения, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, их очереди и/или пусковые комплексы должны быть разработаны с учетом строительных норм и стандартов, действующих в момент передачи ее заказчику. Проектная документация на дома, здания, сооружения и линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, построенные полностью или частично в соответствии с утвержденным проектом, не подлежит корректировке в связи с введением новых нормативных актов, за исключением случаев, когда эта корректировка обусловлена повышением в новых нормативных актах требований безопасности, в том числе обеспечения механического сопротивления и устойчивости (прочности), электро-, взрыво- и пожаробезопасности объекта и доступности для маломобильных групп населения. Указанное исключение не применяется к объектам строительства, строительство которых осуществляется в сроки, определенные проектной документацией, если иное не предусмотрено договором на выполнение строительных работ.
Следовательно, цены на материалы продолжают расти, но при этом определенные закупочным законодательством процедуры не позволяют сторонам договора изменить цену договора.
Внесение предложенных изменений позволит избежать рисков невыполнения заключенных договоров подряда. Нормы законопроекта создадут возможность сторонам договора обоснованно и по взаимному согласию изменить цену договора о закупке, заключенного до или во время действия правового режима военного положения после прохождения повторной экспертизы», - указывают авторы в объяснениях.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.