Повестка не может быть обжалована в любом суде, потому что этот документ является лишь средством оповещения о необходимости выполнить воинскую обязанность в соответствии с законом. К такому выводу пришел Кассационный админсуд в составе Верховного суда.
Так, истец обжаловал в суд приказ об обязательстве прибыть в пункт сбора в соответствии с врученной повесткой.
Суды первой и апелляционной инстанций отказались открыть производство по делу, мотивируя тем, что этот спор не относится к юрисдикции административных судов, поскольку составление повестки не является решением или действием субъекта властных полномочий в понимании КАС Украины, а именно нет публично-правового спора.
Верховный Суд, пересмотрев спор по кассационной жалобе истца, оставил решение судов предыдущих инстанций без изменений ввиду следующего.
Согласно п. 8 Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 65 «Об общей мобилизации» местным органам исполнительной власти во взаимодействии с территориальными центрами комплектования и социальной поддержки поручено, в частности, организовать и обеспечить в установленном порядке своевременное оповещение и прибытие граждан, которые призываются на военную службу.
Территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ранее военкоматы), выполняя свои властные управленческие функции, осуществляют оповещения граждан о вызове по распоряжениям их руководителей. Само по себе уведомление граждан о вызове оформляется в виде повесток.
Повестка является лишь средством оповещения военнообязанного лица для прибытия в указанную дату в территориальный центр комплектования, форма которой определена Порядком организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 декабря 2016 года № 921, и не имеет обязательным следствием заключение контракта для прохождения военной службы.
По сути, обжалованная истцом повестка, составленная ответчиком во исполнение законодательства по вопросам воинского долга и врученная истцу, не является решением или действием субъекта властных полномочий в понимании КАС Украины.
Обязанность военнообязанного лица явиться по вызову в соответствующий территориальный центр комплектования установлена не обжалуемой истцом повесткой, а Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе», в ч. 1 ст. 1 которого отмечено, что защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционной обязанностью граждан Украины.
Приведенное свидетельствует об отсутствии нарушения субъектом властных полномочий прав, свобод или интересов истца до момента обращения в суд.
Суд также обратил внимание, что понятие «спор, не подлежащий рассмотрению в порядке административного судопроизводства» следует толковать в более широком смысле, то есть как понятие, касающееся тех споров, не подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и тех, которые вообще не подлежат судебному разбирательству.
Постановление Верховного Суда от 8 сентября 2022 г. по делу № 300/1263/22 (производство № К/990/15867/22).
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.