Верховная Рада готовится принять в первом чтении закон с нормами, которые должны были начать работать еще десять лет назад. Так, в 2012 году ГСА внедрила пилотный проект, позволявший госорганам получать письма от суда в электронном виде при регистрации почтового ящика mail.gov.ua.
Например, определение суда по делу по иску человека против управления Пенсионного фонда должно было не ждать отправки Укрпочтой, а автоматически попадать к чиновнику через базу единых электронных адресов. А ПФ считался бы уведомленным с момента открытия/прочтения письма через электронный кабинет. Следовательно, не было бы необходимости тратить средства госбюджета на бумажный обмен письмами.
Но это в идеале. Ведь здесь опять же возникала проблема с отсутствием обязанности субъекта властных полномочий иметь такой электронный кабинет и официальный электронный почтовый ящик.
История с такими официальными электронными адресами тянется уже не первый год, но дело до внедрения законодательно закрепленной обязанности зарегистрироваться и принимать официальную корреспонденцию от суда в электронном формате так и не дошло. О причинах можно только догадываться, ведь госорганы в Украине уже давно «цифровизированы», имеют электронные ящики, сайты и тому подобное.
12 октября в Верховной Раде зарегистрировали постановления о принятии за основу проекта Закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обязательной регистрации и использования электронных кабинетов в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе представителями юридических профессий, юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями (об этом законопроекте 7574-д подробно мы писали раньше).
Предусмотрено, что госорганы, другие юридические лица, адвокаты, исполнители и т. д. должны обязательно зарегистрироваться в системе, что позволит отправлять им документы от суда в электронной форме.
Так, согласно проекту суд направляет судебные решения, судебные повестки, судебные повестки-сообщения и другие процессуальные документы участникам судебного процесса в их электронный кабинет, совершает другие процессуальные действия в электронной форме с применением Единой судебной информационно-коммуникационной системы или ее отдельной подсистемы (модуля), что обеспечивает обмен процессуальными документами.
Электронный кабинет - персональный кабинет (веб-сервис или другой пользовательский интерфейс) в подсистеме ЕСИТС, с помощью которого лицам, прошедшим электронную идентификацию, предоставляется доступ к информации и сервисам ЕСИТС, в том числе возможность обмена (отправки и получения) документами между судом и участниками судебного процесса и между участниками судебного процесса.
Электронная идентификация лица осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» с использованием электронной подписи или других средств электронной идентификации, позволяющих однозначно устанавливать личность.
Адвокаты, нотариусы, государственные и частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, физические лица – предприниматели, государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица регистрируют свои электронные кабинеты в ЕСИТС или ее отдельной подсистеме (модуле), которая обеспечивает обмен процессуальными документами, в обязательном порядке
Остальные регистрируют свои электронные кабинеты в добровольном порядке.
Лицам, зарегистрировавшим электронный кабинет в ЕСИТС или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен процессуальными документами, суд направляет любые документы по делам, в которых участвуют такие лица, исключительно в электронной форме путем их направления в электронный кабинет таких лиц , что не лишает их права получить копию судебного решения в бумажной форме по отдельному заявлению.
Регистрация в ЕСИТС или ее отдельной подсистеме (модуле) не лишает права на подачу документов в суд в бумажной форме.
В соответствии с нормами проекта адвокаты, нотариусы, государственные и частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица регистрируют свои электронные кабинеты в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), которая обеспечивает обмен процессуальными документами в течение 30 дней с даты опубликования данного Закона.
Физические лица – предприниматели регистрируют электронные кабинеты в течение 4 месяцев с даты опубликования этого Закона.
Дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, производство в которых открыто до вступления в силу нового Закона, рассматриваются с учетом особенностей, действующих после вступления в силу настоящего Закона.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.